Данный обзор готовился по итогам первой половины 2015г., но актуальности он отнюдь не потерял. Внешний фон сейчас очень похож на то, что было года назад: цена на нефть опять полетела вниз, а вместе с нею резко снился и курс рубля. В такие моменты «внутренние» рыночные факторы, такие как спрос и продуктово-маркетинговая и ценовая политика поставщиков, отступают на второй план. Без выделения бюджетов спрос не превращается в запросы, и даже самые правильные решения участников рынка пропадают втуне. Кроме того, многие продажи начинают осуществляться по самому экономному принципу, существенно искажая техническую структуру рынка, ценовые индексы, а также расстановку сил между производителями.

В результате картина полугодичной давности может быть достаточно адекватным макетом для принятия решений в нынешней кризисной ситуации, тем более, что новый срез, по итогам года, аналитики предоставят еще не скоро. Полезно также сравнить нынешнюю ситуацию с похожими периодами в прошлом, например, с кризисом 2009 г.

Итак, рассмотрим основные итоги российского рынка ИБП в первом полугодии 2015 в сравнении с предыдущими аналогичными периодами, проанализируем ключевые структурные сдвиги в отрасли, а также изменения в конкурентной среде. Все цифры и диаграммы базируются на регулярных исследованиях ITResearch, которые компания проводит на рынке ИБП с 2000 г.

Общие итоги

Первое полугодие 2015 г. на российском рынке ИБП прошло ожидаемо плохо. Всего было продано только 393 тыс. устройств. По сравнению с аналогичным периодом 2014 г. рынок потерял 40%, что лишь немногим лучше ситуации в 2009 г., когда падение по итогам полугодия составляло 50%. После того кризисного обвала рынок несколько отскочил, но после 2012 г. опять пошел вниз, резко ускорившись в этом процессе в текущем году (см. рис. 1).

В целом же, по сравнению с «вершиной», наблюдавшейся в 2008 г., российский рынок ИБП потерял более 68% в натуральном выражении. И даже по сравнению с «дном» 2009 г. потери составили 34%, что является сильным негативом для всех участников массового рынка.

Рис. 1. Динамика продаж ИБП в натуральном выражении.

1.gif

Но внутри первого полугодия 2015 г. ситуация с продажами была довольно неравномерной. В первом квартале было продано всего 160 тыс. аппаратов, и в годовом исчислении рынок снизился ровно на 50%. Во втором же квартале ситуация на рынке несколько улучшилась по сравнению с началом года, было продано уже около 232,4 тыс. аппаратов. Относительно первого квартала рынок вырос примерно на 45% в штуках, при том, что в рамках традиционного сезонного фактора их различие чаще всего находится в пределах 10-15%. Это показало начало адаптации рынка ИБП к текущим непростым условиям.

В годовом исчислении, однако, и во втором квартале еще оставалась крайне негативная динамика: минус 30,6% в штуках и минус 26,8% в деньгах. Но всё же это намного лучше, чем снижение на 50% в первом квартале. Можно надеяться, что в последующих кварталах темпы падения продолжат понемногу сокращаться. Однако, все прогнозы не указывают на полноценное восстановление рынка.

В денежном выражении в целом наблюдалась сходная картина. Общий объем продаж составил 107,5 млн долл., что практически идентично уровням «дна» 2009 г. В годовом исчислении снижение составило 36%, что все же меньше, чем уровни падения натуральных показателей. Да и по сравнению с вершиной (а она по денежным показателям была в 2012 г.) продажи снизились «всего лишь» на 52%.

Кстати, если оценивать рынок ИБП в рублях, то он за год если и снизился, то достаточно номинально. Однако это служит малым утешением для производителей, поскольку их продукция все равно номинирована в валюте. При этом корпоративным и бюджетным (особенно!) заказчикам явно не скоро приподнимут бюджеты соразмерно уровню снижения рубля.

Для большей наглядности стоит сопоставить динамику рынка в натуральном и денежном выражениях (см. рис. 2). После обвала 2009 г., когда темпы снижения рынка превышали 50%, был довольно скромный отскок, и затем еще два относительно неплохих года, когда рынки подрастали. Но уже три года подряд рынок «в минусах», причем темпы падения только увеличиваются.

Обращает на себя внимание также тот факт, что, начиная с 2009 г., практически в каждом квартале денежные показатели чувствовали себя лучше, чем натуральные. Это связано с ростом средневзвешенной стоимости ИБП, обусловленной сдвигом рынка в сегмент инфраструктурных решений (активнее продавались мощные, а значит, более дорогие аппараты).

Рис. 2. Динамика темпов роста/падения рынка по сравнению с предыдущим годом

2.gif

С 2007 г. по 2015 г. средневзвешенная стоимость одного ИБП выросла примерно на 56% (см. рис. 3), превысив отметку в 270 долл. (причем в первом квартале текущего года она даже превышала уровень 290 долл.). Примечательно, что за предыдущие годы это движение было намного более скромным: с 2000-го по 2007 гг. данный показатель вырос всего лишь со 160 до 175 долл., т. е. примерно на 9%. И только развитие инфраструктурного сегмента (в основе которого были Интернет и консолидация вычислительных мощностей) привело к резкому росту.

С 2008 г. данный процесс был практически линейным, и только в начале 2014 г. наблюдался некий спад – средневзвешенная стоимость одного устройства снизилась на 5 долл., до уровня 255 долл. Но эксперты еще тогда замечали, что о смене тренда пока говорить рано. И действительно, в текущем году общий рост данного показателя продолжился. Вместе с тем стоит отметить, что во втором квартале 2015 г. по сравнению с первым средневзвешенная стоимость ИБП заметно уменьшилась (хотя в годовом исчислении она все же выросла почти на 6%). Это связано с тем, что некоторое восстановление рынка происходило в первую очередь в массовой составляющей, в то время как проектные поставки были откровенно слабыми.

Рис. 3. Динамика средневзвешенной стоимости ИБП.

3.gif

Структурные изменения

Технологическая структура рынка ИБП предельно специфична. Дело в том, что под общим названием и в целом сходным функционалом объединены аппараты, реализованные по разным топологиям, а также различающиеся по весу и мощности на несколько порядков. ITResearch выделяет 7 основных подсегментов рынка ИБП.

Массовые ИБП – это резервные (или off-line) аппараты, а также интерактивные устройства, позволяющие при работе от батарей выдавать ток с формой аппроксимированной и чистой синусоиды (Line-interactive, AS и Line-interactive, Sin). Их мощность находится в диапазоне от 0,3 до 5,1 кВА, вес может в некоторых случаях достигать десятков килограмм (без батарейных кабинетов). Суммарно на них приходится более 95% рынка ИБП в натуральном выражении.

Остаток приходится на on-line-ИБП различной мощности, которые сначала выпрямляют ток, а затем формируют новой синусоиды. Это несколько более затратно, зато надежнее, поэтому такие устройства находят свое применение в первую очередь для критичной нагрузки. Мощность начинается с 0,7 кВА и может достигать мегаватт. Вес также может исчисляться тоннами, особенно с батареями. Отдельно можно выделить «динамические» ИБП, которые для резервирования энергии используют вместо аккумуляторных батарей специальные роторы-гироскопы. Обычно это чрезвычайно мощные аппараты и устанавливают их крайне редко (преимущественно в самых больших ЦОДах), поэтому в общий подсчет рынка они не включены.

Внутри сегмента on-line выделяются несколько подсегментов по мощности (см. рис. 4).

Рис. 4. Технологическая структура рынка ИБП в натуральном выражении, Н1_2015.

4.gif

Если же проанализировать вклад вышеперечисленных сегментов в денежном выражении, то картина будет принципиально иной. Вклад каждого из классов (включая и внутренние подсегменты сегмента on-line) оборудования становится сопоставимым.

Рынок ИБП довольно консервативен, и краткосрочные изменения его технологической структуры мало ощутимы. Однако на более длительном периоде тренды становятся вполне очевидными (см. рис. 5). Начиная с 2007 г. общее падение рынка в натуральном выражении составило 65%, но при этом самый массовый сегмент Line-interactive, AS упал на 75%, в то время как более дешевые резервные ИБП снизились лишь на 44%. Наименьшее сокращение показали сегменты Line-interactive, Sin и легкий онлайн. Тяжелое же оборудование также упало более чем на 40%. Таким образом, несмотря на сдвиг рынка в сторону онлайн, данный сектор также не остается в стороне от негативного тренда и тоже снижается, хотя и не столь интенсивно.

Рис. 5. Уровни снижения различных сегментов рынка ИБП в натуральном выражении, Н1_2015/Н1_2007.

5.gif

Cхожие зависимости демонстрируют и денежные показатели, хотя амплитуда падения здесь ощутимо меньше, чем в натуральном выражении. Это связано с тем, что в среднем ИБП все же потихоньку дорожают (в долларовом эквиваленте). В легком сегменте это частично связано с высокой зависимостью себестоимости производства от цен на сырье, а в тяжелом сегменте – с производством все более высокотехнологичного и «интеллектуального» оборудования.

Динамика изменения цен в различных подсегментах довольно существенно различается (см. рис. 6). В частности, в самом младшем сегменте (резервные ИБП) средневзвешенная стоимость практически не изменилась. Это связано в первую очередь с тем, что раньше здесь серьезно работала практически одна компания APC. Но с наступлением сложных времен, с обострением ценового фактора сюда начали активнее входить игроки low-end-рынка, частично вытесняя ту же APC (а ее оборудование ощутимо дороже, чем у основных конкурентов на массовом рынке) в верхние сегменты.

Вследствие этого средневзвешенная цена off-line-устройств пошла вниз, и доля сегмента в деньгах выросла относительно скромно. Кстати, усиление работы APC в сегменте line-interactive AS привело к довольно заметному повышению средней цены, что хорошо видно на диаграмме. Также видны определенные разнонаправленные ценовые движения в онлайн-сегментах, но здесь есть как взаимосвязь с активностью различных вендоров с разной ценовой политикой, так и колебания средней мощности продаваемых ИБП, что также влияет на средневзвешенную стоимость.

Рис. 6. Изменение средневзвешенной стоимости ИБП в различных сегментах, Н1_2015/Н1_2007.

6.gif

Динамика цен в отдельных подсегментах ниже, чем по рынку в целом, поскольку интегральный показатель завязан на структурные сдвиги и увеличение вклада «тяжелых» сегментов. Средневзвешенная мощность ИБП в сегменте On-line, 10-120 кВА снизилась на 15%, что в конечном итоге и привело к уменьшению средневзвешенной стоимости примерно на 5% (несмотря на тренд к удорожанию самих устройств). Уменьшение средневзвешенной мощности в данном сегменте мы связываем с ростом мощности вычислительных комплексов. Как следствие, аппараты мощностью 60, 80 и 100 кВА становятся менее востребованными, а ИБП мощностью 120 и 160 кВА – более востребованными. Кстати, видимо это же приводит к уменьшению средневзвешенной мощности в самом «тяжелом» сегменте аппаратов с мощностью 120 кВа и выше. В качестве общего тренда стоит отметить уверенный рост средней мощности массовых ИБП, который за последние годы составляет 10-20%. Это означает, что мощность защищаемого оборудования планомерно растет, становятся востребованными и более мощные ИБП.

Анализ технологических трендов стоит закончить картиной расщепления поставок ИБП на основные целевые рынки ( см рис. 7 ). В соответствие с методологией исследования рынка, используемой компанией ITResearch, сегментация выглядит следующим образом.

Рис. 7. Динамика структуры рынка ИБП по различным классам в денежном выражении.

8.gif

Источники Off-line и line-interactive AS в подавляющем числе случаев ориентированы на рынок массовых приложений, где они в основном применяются для защиты десктопов. Поэтому мы их объединяем в сегмент mass. ИБП line-interactive SIN и on-line легче 3 кВА также имеют схожее между собой применение – в основном они используются для защиты серверов и сетевого оборудования в случае, если не требуются инсталляционные работы, а один ИБП защищает индивидуальную нагрузку или небольшую группу устройств. Их мы соответственно объединяем в группу light corporate. Всё, что тяжелее, т. е. on-line мощностью свыше 3 кВА – это уже инсталлируемые устройства, которые так просто в розетку не подключишь. Их назначение – защита целой группы ИТ-оборудования или же применение в качестве составляющей инженерной инфраструктуры. Это сегмент heavy.

Как было сказано выше, массовый сегмент сокращается, и тренд к его сокращению очевиден. С 2007 г. он потерял почти 9% рынка в деньгах. А в наибольшей степени усилился сегмент light corporate. Причем, во многом это происходило за счет нарастания выпуска стоечных RM- и RT-устройств, более высокотехнологичных и дорогих. То есть, несмотря на рост популярности ЦОДов, огромной и все растущей популярностью пользуются решения, где необходимо быстро и легко запитать одну или несколько критичных нагрузок, без построения или кардинального апгрейда большой системы. Доля инфраструктурного сегмента подвержена существенным колебаниям вследствие сильной зависимости от больших тендеров. Однако о выраженном росте, по крайней мере по первым полугодиям каждого года, говорить нельзя.

Конкурентная среда

На российском рынке ИБП активно работают около 20 производителей. Несмотря на кризис, этот список не сокращается, а скорее даже растет. В 2014 г. список основных брендов пополнился компаниями 3Cott и Legrand, а с начала 2015 г. - турецким производителем Makelsan, показывающим сейчас осязаемые объемы продаж в тяжелом сегменте. Также появился новый/старый бренд Dexp – торговая марка компании DNS. Но это самая дешевая продукция для собственной розничной сети компании.

Текущие проблемы рынка приводят к заметным флуктуациям долей компаний, и даже их рейтингов. В первом квартале 2015 г. вследствие стагнации на массовом рынке усилились в первую очередь корпоративные игроки.

Что же касается интенсивности конкуренции, то до недавнего времени она увеличивалась. Соответствующий индекс Герфиндаля (сумма квадратов долей вендоров) снижался, показывая уменьшение консолидации рынка (см. рис. 8). Соответственно интенсивность конкуренции росла.

Рис. 8. Динамика индекса интенсивности конкуренции.

9.gif

Однако этот процесс повернул вспять в 2014 г., когда с началом проблем на рынке сильные компании стали сильнее, а слабые – слабее. Соответствующий индекс вырос, а значит, интенсивность конкуренции уменьшилась. Данный процесс продолжился и ускорился в 2015 г., и, похоже, это уже новый тренд, причем негативный.

В различных технологических сегментах интенсивность конкуренции заметно отличается от интегрального показателя, что обусловлено разным набором конкурирующих компаний. В сегментах Off-line и Line-interactive Sin традиционно сильны позиции APC by Schneider Electric, и интенсивность конкуренции здесь минимальная, хотя и здесь все активнее заявляют о себе другие игроки массового рынка, например CyberPower, Ippon и Powercom. В сегменте Line-interactive, AS конкуренция намного интенсивнее, поскольку доли APC by Schneider Electric и Ippon сопоставимы.

В инфраструктурном сегменте традиционно наиболее сильны позиции компаний Eaton, Emerson Chloride, Emerson Liebert, Delta Electronics, General Electric, Inelt, Newave и Socomec UPS. При этом большинство из них обладают высочайшими технологическими компетенциями и развитым профессиональным каналом сбыта. В результате в этом сегменте максимальные предпосылки к высокой конкуренции, и чем больше мощности ИБП, тем интенсивность конкуренции выше. В сегменте самых мощных аппаратов пальма лидерства сейчас переходит из рук в руки, в зависимости от результатов выполнения одиночных крупных проектов.

Вернуться к началу обзора «Российский рынок ИБП. Реалии и параллели с прошлым»

Подробнее о ситуации на российском рынке ИБП в 1 полугодии 2015 г. см. «Бестселлеры IT-рынка», 2015, №3