Структура продаж на рынке настольных ПК
По итогам 2015 г. объем российского рынка настольных ПК составил 2,01 млн устройств. Годовое падение по отношению к 2014 г. -37%. В деньгах (в долларовом исчислении) сегмент ужался на 44%.Налицо явное ускорение темпов сокращения рынка в сравнении с предшествующими годами: так, в 2014 г. падение достигало только 16% в натуральном выражении (см. рис. 1.).
Продажи десктопов, как и ранее, снижаются, но все-таки более поступательно, чем сегмент мобильных ПК. Как следствие, за 2015 г. доля десктопов в общем рынке ПК доросла до 40%, вернувшись, таким образом, приблизительно к уровню 2011 г. Впрочем, если раньше темпы снижения ноутбуков были заметно выше десктопных, то сейчас отрицательные динамики двух частей рынка ПК нивелируются.
Рецессия рынка ПК в мире и в России
Ситуация на общемировом рынке десктопов
В 2014–2015 гг. мировой рынок ПК окончательно впал в глубокую и продолжительную рецессию (хотя это стало почти очевидным еще где-то в 2012–2013 гг.) к концу 2014 г. наступил период временного «потепления».
В мировых масштабах помогла программа миграции с Windows XP, которая позволила использовать продажи на замену устаревшего парка при переходе на новую ОС. Однако этот ресурс был быстро исчерпан, и к началу 2015 г. рынок снова устремился вниз, причем явно нарастающими темпами.
В середине 2015 г., перед запуском новой ОС, обещавшей быть значительно более успешной, чем Windows 8, производители пытались расчистить склады. Устраивались серьезные распродажи. Но это позволило разве что не дать обрушиться продажам вовсе.
К тому же и американский доллар в этот период продолжал дорожать к мировым валютам, что приподняло цены на компоненты для производства цифровой техники. Собственно, ПК как категория тут ни при чем – это проблема общая для всей электронной отрасли. В результате спрос стагнировал, цены подрастали.
На рис. 1. отражено, как выглядел этот процесс в российском варианте. Все вышеперечисленные моменты вполне присущи и нашему рынку, вот только
Рис. 1. Годовая динамика российского рынка настольных ПК по полугодиям, 2013-2015 гг.
повышенные экономические проблемы, девальвация рубля привели к тому, что сами колебания вышли гораздо более яркими. Так, в конце 2014 г. падение национальной валюты привело к определенному восстановлению динамики, и рынок устремился вверх. Это было понятно –спад рубля стимулировал вложения в товар, повысил исполняемость бюджетов, и рынок несколько ожил. Плюс и у нас меняли парк ПК, уходя на новые ОС.
В начале 2015 г. девальвационный стимул закончился, скопились немалые товарные запасы. Рубль временно (где-то до середины весны) начал возвращать утраченные позиции, но экономика чувствовала себя все хуже. К этому опять же прибавились внутриотраслевые моменты – ожидание Windows 10. Результаты первого полугодия оказались крайне неутешительными – сегмент «ушел» вниз на 40% годовых.
Но и появление Windows 10 к серьезному обновлению парка это не привело. Ведь эта операционная система обновляется бесплатно для пользователей версий 7 и 8, поэтому пользователи в массе своей просто переходят на нее без замены оборудования. Ну, разве что оно уж совсем старое.
Компания Intel тоже пытается поддержать рынок, спешно выпуская в этот момент Skylake – 6-е поколение процессоров Core и пытаясь таким образом подтолкнуть пользователей начать процесс замены устаревшего парка. И ближе к концу года что-то начало получаться, правда в основном в крупном корпоративном секторе. Принцип понятен – коль уж переходить на новую ОС, то по всем рабочим местам разом, и, желательно, с обновлением «железа». Это позволяет избежать накладок и «зоопарка» на клиентских ПК.
Однако и это дало рынку разве что не завалиться вовсе, но не могло составить основы для разворота общей нисходящей тенденции. Ведь массовый регулярный рынок не имел в этот раз четких стимулов для замены системных блоков.
Во втором полугодии экономические проблемы возобладали с новой силой. Рубль снова пополз вниз. Но в отличие от конца 2014 г. это не привело к значимому увеличению продаж компьютеров. Тогда потребитель активно тратил дешевеющую национальную валюту, уходил в товар. Цены, значительно выросли, и стимул «последний товар по старой цене» уже не работал столь явно.
Импортеры к этому моменту отчаялись поддерживать валютные стоки, но к осени стало понятно, что сохранять защитное инвойсирование инвалютных товаров – занятие бесперспективное. Произошел рост рублевых цен по всему спектру продукции, как готовой, так и комплектующих.
Частный потребитель в высокий сезон еще мог прибежать за товаром, скинув дешевеющий рубль, пока цены не выросли. (Хотя и этот фактор, как отмечалось выше, ослаб). А вот бюджеты организаций были сокращены уже до основания. А цены продолжали расти. И поскольку погоду на рынке настольных ПК (в отличие от ноутбуков, скажем) делает именно спрос в деловом секторе, никакого существенного отскока во втором полугодии не произошло.
Годовые темпы падения составили 34%, что конечно лучше, чем минус 40% в первом полугодии, но все равно не сахар. Те факторы, как внутренние, так и внешние, которые еще работали в конце 2014 г., в 2015-м уже явно снизили свое влияние.
Товарно-ценовая структура
Что же происходило на фоне стагнации спроса – удешевлялась ли на протяжении этого периода структура сбыта?
Рис. 2. Структура продаж настольных ПК по типам процессоров.
На рис. 2. приведено распределение рынка настольных ПК по моделям процессоров, объединенных в группы по функционально-стоимостному принципу: Intel Celeron и Pentium – дешевые комплектации, Intel Core – дорогие, плюс «прочие» – чипы AMD, Intel Atom и Xeon. Из этой диаграммы отчетливо видно, что спрос не уходил в low-end, даже наоборот, – к четвертому кварталу продажи старших процессоров, включая новейшие чипы поколения Skylake, даже выросли в удельном отношении. Если в начале года их вклад занимал 49% сбыта, то к концу он вырос до 55%.
Казалось бы, странно: ведь спад спроса, как правило, приводит к активизации дисконтных схем, поэтому вклад бюджетных категорий в теории должен расти. Но, в отличие от ноутбучного рынка десктопы – не потребительский товар, а главным образом бизнес-ориентированная область. Поэтому для возникновения массовых продаж бюджетных устройств возможен единственный стимул – значимое увеличение числа рабочих мест в крупных организациях, рост малого и среднего бизнеса, возникновение новых хозяйствующих субъектов. А из-за кризиса этого-то нет, даже наоборот. Как следствие сокращения числа работающих компаний возникает и вторичный рынок – закрывающиеся фирмы распродают материальные ценности, что закрывает какую-то часть потребности низкобюджетного сегмента. Вряд ли в случае с десктопами это серьезные цифры, но все же они не нулевые.
А вот рынок замены установленного парка, причем во многом относительно продвинутого по базовой комплектации процессор/память, на корпоративном рынке все-таки всегда существует. Особенно, если речь идет о крупных компаниях и госсекторе. Планы обновления оборудования, в частности и клиентского, зачастую привязаны к планам модернизации всей информационной системы, развертыванию новых программных систем и сервисов. И они исполняются так или иначе, несмотря на экономический кризис. Плюс, безусловно, есть ряд отраслей, которые напротив, получили стимул для обновления как раз в связи с этим самым кризисом – речь о импортозамещении в промышленности, росте сырьевого экспорта в связи с девальвацией национальной валюты.
А коли уж менять оборудование, то берут последнее поколение, и не дешевят. Никто не будет заменять старый ПК под XP на процессоре Core i5 пятилетней давности на новый Pentium под Win10. Ставят тот же i5 современного поколения.
Косвенно это подтверждают и ценовые показатели рынка в долларовом выражении. В принципе, в целом по году, рынок, даже в долларах, за год снизился сильнее, чем в штучном выражении. То есть вроде бы удешевление налицо. Но тут следует быть осторожными с выводами.
Ценовой дисконт в середине года, выраженный в долларах, связан с тем, что вендоры пытались как-то удерживать рублевые цены, в результате долларовые показатели оказались еще депрессивнее, чем штучные. То есть дело вовсе не в том, что пошел процесс удешевления базовых комплектаций ПК.
Показательно также, что за 2015 г. особо не скорректировалась доля такой бюджетной категории ПК, как неттопы. Если в 2014 г. она составляла 4,1% от рынка настольных ПК в штуках, то в 2015-м – 4,5%, т. е. различие тут на уровне погрешности.
Кроме того, на конечных ценах на десктоп как на готовый к работе продукт начал сказываться еще один фактор. В структуре сбыта, даже по брендовым компьютерам, а тем более в сфере no-name, все чаще стал встречаться вариант поставки без предустановленной ОС, с DOS или Linux. В результате цена в прайс-листе сокращалась на стоимость OEM-версии ПО. В связи с реструктуризацией парка ОС от Microsoft покупатели стали брать на себя решение по софту. (От такого подхода, вообще-то, рынок в последние годы начал уходить, но кризис явно развернул эту тенденцию вспять.). Нельзя исключать, что и пиратские варианты установки ПО в этот период также воскресли.
В результате в середине года средневзвешенные цены стали снижаться, однако к концу года опять подскочили и оказались даже выше начальных. Все дело в том, о чем упоминалось выше – поставщики готовых ПК и комплектующих прекратили поддерживать валютные стоки и отпустили рублевые цены. Выросла и итоговая стоимость, конвертированная в доллары. При этом и фактор обновления Windows 10/Skylake все же начал чуть-чуть работать. Как отмечалось выше, этот процесс не стал штурмовым для рынка в целом, не привел к отскоку рынка. Но это не значит, что он отсутствовал вовсе. В структуре закупок обновляемого парка его вклад имелся, и это были не дешевенькие машины на Celeron, а полновесные профессиональные решения на Core. Все это в конечном счете привело к относительному росту и ценовых показателей.
Компьютеры AIO
Интересно посмотреть на состояние сегмента ПК-моноблоков, которому прочили хорошие перспективы как субституту стандартных ПК. Доля компьютеров-моноблоков среди всех десктопов по итогам 2015 г. составила 14,8%, т. е. выросла, поскольку в 2014 г. было 13,6%. При этом сегмент сократился в натуральном выражении на 31%. Ситуация лучше, чем на всем рынке ПК, но не сказать, что критически.
В денежном выражении моноблоки просели за год на 39%. В принципе на рынке AIO сохранилась тенденция к деконсьюмеризации данной товарной категории. Моноблоки действительно пошли в бизнес, еще и в предыдущие годы, уходя от чисто розничной модели сбыта, присущей им изначально.
Однако существенное усиление этой составляющей рынка предполагалось в связи с их первичными поставками на вновь создаваемые рабочие места – в качестве основной рабочей консоли персонала предприятий. Здесь имеется пул для реальных тиражей, масштабные тендерные поставки и, как следствие, последующий рост вклада моноблоков в общий десктопный рынок.
Но сегодня в России само создание новых рабочих мест стагнирует. Таким образом, это не проблема собственно AIO, это проблема общего спроса в целевом секторе роста. Проблема AIO в данной ситуации еще в том, что вопрос их обновления сложнее. Обновление парка системных блоков под новый софт еще может происходить, но в этом случае вполне могут от старой комплектации оставлять монитор – товар с более длинным жизненным циклом, чем ПК.
Это тормозит рост доли AIO, не давая ей увеличиться значимо. В целом же данный сегмент несколько потерял свою обособленность и сталкивается с теми же проблемами, что и десктопный сегмент в целом.
Вендоры
В пятерку ведущих поставщиков по итогам года вошли[1] Depo, DNS (DEXP), iRu, HP и Lenovo. Их суммарная доля составила 49% рынка настольных ПК. Годом ранее этот показатель был лишь 41%, т. е. консолидация рынка выросла.
В последнее время в сфере настольных ПК более-менее стабильно наблюдался рост доли крупных игроков, как отечественных, так и международных, по отношению к мелким сборщикам. В целом по году так получилось и в 2015 г., но процесс этот в течение года был крайне нестабилен (см. рис. 3). Все дело в различии оснований для роста/спада активности у трех разных групп вендоров: импортеров, крупных российских федеральных сборщиков и локальных компаний.
Рис. 3 . Доли групп вендоров в продажах десктопов в натуральном выражении.
Год начался с обвального спада, причем региональных и небольших компаний он коснулся явно в большей мере, чем крупных игроков. Защитившие свои склады финансовыми схемами зарубежные вендоры резко нарастили свою долю, обладая бОльшим финансовым ресурсом просто по факту объема своего международного бизнеса. Российские поставщики, особенно мелкие, напротив, существенно сократили свою долю.
Далее рубль несколько укрепился, рынок сжался, отечественным компаниям хватило средств на закупки комплектующих уже в новой системе цен. А дальше рубль опять пошел вниз, рынок чуть ожил, и локальные компании отработали этот период относительно неплохо, по крайней мере лучше, чем в трагическом первом квартале.
В конце же года пошел и вовсе ценовой прессинг по импортной продукции. Но для крупных отечественных поставщиков появился и сильный минус в виде сокращения бюджетов госсектора. Четвертый квартал, всегда понимаемый в сфере госпоставок как ударный, таковым в этот раз не стал. Это подкосило российских поставщиков федерального уровня, но на локальные компании повлияло в меньшей степени. И к четвертому кварталу рынок неожиданно вернулся к тем показателям концентрации и доли импорта, от которых столь резко ушел в начале года. Иной разговор, что на фоне внешних потрясений макроэкономического свойства сложно говорить о каких-либо сложившихся трендах в данном вопросе. Все это, конечно, лишь проявления локальной волатильности кризисного периода, не более.
Безоговорочным лидером подсегмента AIO является компания Lenovo, продавшая более трети всех моноблоков в стране. Также в пятерку лидеров подсегмента вошли (в алфавитном порядке) компании Acer, Apple, iRu и HP. Примечательно, что и мя отечественного поставщика – iRu – впервые встречается в данном списке.
[1] Перечислены в алфавитном порядке.
Вернуться к началу обзора «Рынок настольных ПК растерял все стимуляторы роста»
Другие материалы из этой рубрики
Поместить в блог
Рекламные ссылки | ||