Что мешает российскому рынку проекторов

Российский рынок проекторов в 2015 г. не оправдал даже весьма пессимистичный прогноз аналитиков на 2015 г. Эксперты ITResearch предсказывали падение рынка на 30%, однако действительность оказалась еще печальней.

Откат в прошлое

По данным отчетов ITResearch об итогах развития российского ИТ-рынка в 2015 г. в 2015 г. через дистрибьюторский канал было продано всего 93 тыс. проекторов на сумму в 88 млн долл. По сравнению с 2014 г. рынок снизился примерно на 40% в натуральном исчислении и на 45% в денежном. А по сравнению с пиком свое развития, что наблюдалось сравнительно недавно, рынок проекторов упал почти в 2,5 раза.

Наивысшей точкой развития российского рынка проекторов был даже не 2007 г. (как для большинства отраслей сегмента компьютеров и периферии), а 2012 г. (см. рис. 1 ) когда шли масштабные государственные тендеры в сферу образования. Однако уже следующий год, даже при поддержке тендеров, показал снижение вследствие нарастания проблем в экономике. И так по нарастающей пошло и дальше вниз вплоть до полного провала в прошлом году.

1.gif

Рис. 1 . Динамика продаж на российском рынке проекторов в натуральном выражении.

На данный момент по объемам продаж российский рынок проекторов в натуральном выражении вернулся к уровням прошлого кризиса 2009 г. В деньгах же итоги 2015 г. выглядят еще грустнее. Здесь отрасль откатилась к показателям ниже далекого 2004 г.

2015 г оказался однозначно худшим и по динамике на рынке проекторов за все время наблюдения. Даже в 2009 г. темпы снижения были несколько ниже. Аналитики связывают данный провал в первую очередь с очень слабыми тендерами в сфере образования, а также снижением активности бизнеса в России. Для уже зрелого и корпоративно-ориентированного рынка проекторов в 2015 г. просто не оказалось факторов поддержки в таких условиях.

Весьма негативным фактором оказалось увеличение рублевой стоимости проекторов, связанное с девальвацией рубля. Их ценовая доступность резкое снизилась. Не помогло даже ощутимое снижение с 1 сентября таможенных ставок на проекторы. Кстати, оно было неравномерным. Ставка на DLP-аппараты была снижена с 14 до 11%, а на LCD-устройства и раньше была существенно ниже (6,67%), а с осени прошлого года и вовсе была обнулена.

Денежная динамика рынка оказалась на 5% хуже, чем в натуральном выражении, что обусловлено очередным снижением средневзвешенной стоимости проекторов

Вообще-то резкое ухудшение ситуации началось еще в 2014 г., что было в первую очередь связано с началом девальвации рубля. Максимум падения наблюдался в декабре 2014 г. (минус 40%), и, к сожалению, данный тренд получил развитие и в 2015 г. При этом картина по кварталам была крайне неравномерной.

В первом квартале в годовом исчислении рынок снизился почти на 48 % в штуках и чуть более 56% в деньгах. Причем квартал начался с реальной паники: в январе снижение продаж превышало 70%, в феврале составляло 45%, а в марте рынок снизился в годовом исчислении всего на 6%. Правда, мартовское «улучшение» объяснялось лишь сравнением со слабым мартом 2014 г. (тогда был резкий провал рынка по сравнению с 2013 г., обусловленный началом действия «украинского» фактора).

Второй квартал 2015 г. показал некоторое выправление ситуации. По сравнению с II кварталом 2014 г. снижение составило 29% в штуках и почти столько же в деньгах. Несмотря на сложнейшую обстановку, экономика во втором квартале не обвалилась, и уже было появилось ощущение, что «дно» пройдено.

В третьем квартале по сравнению со вторым продажи выросли на 33% в штуках и на 4% в деньгах. Однако новое падение цены на нефть опять привело к масштабной девальвации рубля, и надежды на восстановление рынка во втором полугодии не оправдались. Проектные поставки были крайне слабы, а потребительский рынок находился в глубоком нокдауне. Розничные покупатели поменяли парадигму закупок и приобретали только лишь самое необходимое. В результате динамика рынка проекторов в годовом исчислении осталась остронегативной. По сравнению с III кварталом 2014 г. рынок снизился на 41% в штуках и почти на 50% в деньгах (долларах).

В последнем квартале 2015 г. по сравнению с третьим продажи выросли на 44% в штуках и чуть больше в деньгах (за счет небольшого роста средневзвешенной стоимости). Однако в годовом исчислении динамика даже несколько ухудшилась. По сравнению с IV кварталом 2014 г. рынок снизился на 38,6% в штуках и на 43% в деньгах. Данное «улучшение» можно связать с окончанием года (когда уже нельзя было оттягивать осваивание бюджетов), а также с реализацией некоторых образовательных тендеров, что даже приводило к временной ротации в лидирующей группе производителей.

Однако, несмотря на вес негатив можно сделать на 2016 г. оптимистичный прогноз. Дело в том, что российская экономика в целом уже адаптировалась и «созрела» к росту. Цены на нефть заметно отскочили вверх, да и рубль несколько укрепился.

Кроме того, отмечают эксперты ITResearch, большая установленная база просто вынуждает обеспечивать поставки значительного числа проекторов «на замену». Также нужно принимать во внимание, что после резкого падения очень часто случается коррекционный рост. Поэтому наиболее вероятным по мнению аналитиков итогом на данный момент представляется примерно 10%-й рост от текущих уровней и выход на суммарные продажи по итогам 2016 г. около 105 тыс. проекторов. Естественно, если не случится новых серьезных катаклизмов.

Структурные изменения

Продуктовое предложение проекторов отличается значительным разнообразием технологических параметров, которые следует учитывать при анализе продаж. В отличие от мониторов, где определяющим фактором является только диагональ дисплея, в случае проекторов атрибутов намного выше: технология (DLP или LCD), яркость, рабочее разрешение и вес/габариты. Это не исчерпывающий список (в ряде приложений критичным может быть фокусное расстояние или, например, возможность смены объектива, а также вопросы инсталляции/управления), но названные характеристики следует учитывать в первую очередь.

Кстати, в список основных характеристик также уже пора добавлять тип подсветки: обычная флуоресцентная лампа, LED, Laser-LED. Проекторы с новыми типами лампы обладают таким конкурентным преимуществом, как существенно больший срок службы источника света. Однако они пока стоят дороже, чем аналогичные решения с обычной подсветкой, что в текущее сложное время несколько тормозит рост их продаж.

Фактически с самого основания рынка проекторов на нем идет борьба двух основных технологий формирования изображения – LCD и DLP, у каждой из которых есть свои преимущества и недостатки. «Традиционная» технология LCD использует ЖК-панели, разработана и продвигается в большей степени компанией Epson, но может встречаться и в проекторах (преимущественно высокого класса) других производителей.

DLP-технология использует специальные чипы, состоящие из системы микрозеркал. Она разработана компанией Texas Instruments, которая сама не играет на рынке проекторов. DLP-проекторы традиционно более доступны (хотя и в их среде есть бескомпромиссные профессиональные аппараты) и более распространены.

На этапе формирования российского рынка проекторов на нем доминировали LCD-проекторы (см. рис. 2). Однако в 2005 г. произошел перелом, и DLP-проекторы начали постепенно отбирать долю у своего технологического конкурента. В 2015 г. доля DLP-устройств выросла еще на 4%, достигнув уровня в 80% продаж в натуральном выражении (в деньгах ощутимо меньше – около двух третей).

2.gif

Рис. 2. Динамика соотношения между DLP- и LCD-проекторами в натуральном выражении.

Очень важным фактором, задающим позиционирование и сферу применения проекторов, является их вес (и габариты). Микропортативные устройства (вес до 2,25 кг) применяются в первую очередь для мобильных презентаций. Благодаря развитию технологий яркость, ранее характерную только для «больших» проекторов, теперь можно «втиснуть» в меньший корпус. При одновременном снижении цены это приводит к росту популярности микропортативных аппаратов, доля которых в 2013 г. значительно выросла. А когда в начале 2014 г. в этом сегменте активизировалась компания BenQ, присоединившаяся к доминировавшей здесь ранее Acer, доля микропортативного сегмента приблизилась к отметке в 40%. Примерно на том же уровне находилась она и в 2015 г.

Моментами доля таких устройств поднималась даже до 50% всего рынка ( см рис. 3), однако последние кварталы наблюдается снижение. По мнению экспертов , это было связано с продолжением снижения активности бизнеса в России, в результате в меньшей степени нуждающегося в средствах для мобильных презентаций.

Ультрапортативные (вес от 2,25 до 4,5 кг) проекторы по-прежнему контролируют львиную долю продаж. Ощутимая доля приходится и на портативные (от 4,5 до 9 кг) аппараты. Доля переносных устройств (вес от 9 до 18 кг) и стационарных (свыше 18 кг) остается крайне незначительной в штуках, но в деньгах она довольно велика: более 20% рынка.

3.gif

Рис. 3. Динамика структуры продаж проекторов по массогабаритным признакам.

Важнейшим технологическим трендом последних нескольких лет следует считать повышение яркости проекторов. За 2014 г. рыночная доля проекторов с яркостью 3000 лм и более увеличилась с 30 до 64%, а в 2015 г. прибавила еще почти 10% (см. рис. 4). Примечательно, что данный тренд идет одновременно с уменьшением веса и габаритов проекторов, что благотворно отражается на их общей конкурентоспособности. Вместе с тем, если LED-проекторы станут доступнее и их продажи станут действительно массовыми, данный тренд может на некоторое время развернуться (у LED-проекторов яркость традиционно ниже).

4.gif

Рис. 4. Динамика структуры продаж проекторов по яркости

Доля самых ярких аппаратов (4000 лм и более) в натуральном выражении довольно незначительна, около 5%. Однако в денежном выражении это значимый и растущий сегмент. Его продажи деньгах сейчас составляют около четверти всего рынка, при этом только здесь, пожалуй, сохранилась нормальная маржа.

Важным критерием выбора проекторов является их разрешение. Наиболее доступные аппараты обычно имеют разрешение SVGA (800×600), но его достаточно лишь для базовых задач. Более продвинутые и функциональные проекторы имеют разрешение XGA (1024x768), но трендом последнего времени является рост доли широкоформатных устройств (см. рис. 5). Индустрия не может игнорировать тот факт, что абсолютно все другие сегменты средств визуализации стали широкоформатными: мониторы, телевизоры, информационные панели и экраны ноутбуков. Пользователи хотят видеть презентацию с проектора в том же формате, в каком они ее предварительно создали. То же касается фильмов и телепередач. Поэтому до недавнего времени доля широкоформатных проекторов уверенно росла, составив по итогам 2014 г. уже 27%.

Однако в прошлом году доля самых дешевых SVGA-устройств опять пошла вверх, приблизившись к уровню 40%, рост востребованности самых дешевых решений это однозначный признак проблем на рынке. Вместе с тем мы считаем, что с улучшением ситуации на рынке тренд восстановится, а SVGA устройства (и даже XGA) останутся только у тех компаний, которые будут бороться за высокую долю на рынке в целом.

5.gif

Рис. 5. Динамика структуры рынка проекторов по разрешениям

Конкурентная среда

На российском рынке проекторов работает около 25 компаний. В подавляющем числе этот «костяк» довольно стабилен, и в 2015 г., несмотря на трудности, каких-то значимых уходов/приходов не наблюдалось.

По итогам 2015 г. на первом месте в общем рейтинге осталась компания BenQ, неизменно занимающая данную позицию с 2009 г. Также в тройку лидеров в натуральном исчислении традиционно вошли компании[1] Acer и Epson.

Их совокупная доля в штуках в 2015 г. составила 57% (годом ранее более 63%). На следующие за лидерами компании – InFocus, NEC, Optoma, Panasonic и ViewSonic – в 2015 г. приходилось ощутимые 33%. Вследствие этого концентрация рынка за последний год заметно уменьшилась по сравнению с 2014 г. Индекс Герфиндаля (сумма квадратов рыночных долей компаний) снизился с 0,6 до 0,14 (см. рис. 6). Соответственно, интенсивность конкуренции на рынке достаточно сильно увеличилась.

6.gif

Рис. 6. Динамика индекса интенсивности конкуренции (Герфиндаля).

Следует отметить, что характер конкуренции в различных сегментах рынка проекторов существенно отличается от общерыночной ситуации. В сегменте самых легких микропортативных устройств концентрация рынка традиционно намного выше, чем в целом по рынку, причем с тенденцией к росту. Связано это с тем, что здесь всего несколько доминирующих игроков, в первую очередь Acer, BenQ и ViewSonic, контролирующие суммарно почти 90% отгрузок.

В наиболее массовом сегменте ультрапортативных аппаратов, где представлено большинство вендоров, в 2015 г. концентрация продолжила уменьшаться. Связано это с тем, что лидеры снизили давление (переключившись на микропортативный сегмент), а компании второго эшелона наоборот усилились, составляя все более серьезную конкуренцию грандам.

На «тяжелом» рынке (переносные проекторы массой от 9 до 18 кг) и стационарные аппараты (свыше 18 кг) отмечено увеличение концентрации рынка (а значит, снижение интенсивности конкуренции). Здесь свой лидер – компания Panasonic, которая продолжает наращивать обороты.

[1] Компании перечислены в алфавитном порядке.

Вернуться к началу обзора «Что мешает российскому рынку проекторов»

Подробнее о ситуации на российском рынке проекторов. см. «Бестселлеры IT-рынка», 2016, №1