Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований в ряде сегментов российского ИТ-рынка в 2012 г.

Компьютеры

В 2012 г. в России было продано более 14,0 млн компьютеров. В эту сумму включены настольные и мобильные ПК, исключая планшеты. В сравнении с прошлым годом рынок вырос на 12%.

Десктопов было продано 4660 тыс. шт., а ноутбуков — 9370 тыс. Таким образом, доля настольного сегмента опустилась до 33%. Динамика роста этого сектора окончательно устремилась в отрицательную область и составила 7,5%. Растущий кластер на этом рынке — компьютеры-моноблоки (AIO), которые за год выросли на 48,4% и достигли 9% сбыта настольных ПК. Также опережающими темпами увеличивается подсегмент неттопов — 50,3% годового прироста.

Что же до мобильного сегмента, то он показал положительную динамику в 25,2%. Это ниже, чем в прошлом году, но не столь уж и существенно. Картину в сегменте подпортили нетбуки. Попав под пресс планшетнов, продажи этих устройств сократились в сравнении с прошлым годом более чем на 17%, что повлияло и на общую цифру по рынку. А вот стандартные ноутбуки выросли почти на 34%, что фактически является повторением показателя прошлого года.

В настольном сегменте лидирующую пятерку по итогам года составили* Acer, Depo, DNS, HP и Lenovo, причем последняя попала сюда впервые. Во многом успехи этой компании обусловлены сильными продажами AIO. Суммарная доля иностранных brandname продолжала расти и по итогам года составила четверть продаж десктопов.

Среди производителей ноутбуков традиционно лидировали* Acer, Asus, HP, Samsung и Lenovo. В сумме эти компании продали 78,3% всех мобильных ПК.

Планшетные компьютеры

В 2012 г. по официальному каналу в Россию поступило около 3,89 млн планшетных ПК, что существенно превысило самые оптимистичные прогнозы. Неофициальный рынок (в основном продукция Apple) оценивается примерно в 10% от этой величины, и хотя в абсолютном выражении за год он вырос, но в процентном — существенно уменьшился.

В деньгах за прошлый год российский рынок планшетов составил около 1,77 млрд долл., что представляет крайне внушительную сумму.

Темпы роста в годовом исчислении составили 344% в шутках и 278% — в деньгах. Такая разница в темпах роста связана с падением средневзвешенной стоимости планшетов.

В 2012 г. на российском рынке планшетных ПК сменился лидер. Существенно потеснив Apple, на первую позицию вышла компания Samsung Electronics. За год определенно снизился уровень консолидации рынка. Если в 2011 г. шестерка ведущих поставщиков занимала 72,5% российского рынка планшетов, то в 2012 г. ее доля снизилась на 5%.

Мониторы

Российский рынок компьютерных мониторов в 2012 г. продолжил пребывать в депрессивном состоянии. Всего было продано 5,07 млн аппаратов на сумму около 870 млн долл., что почти на 10% ниже уровней 2011 г. в штуках, и на 15.5% — в деньгах. Различие данных показателей связано с дальнейшим снижением средневзвешенной стоимости устройств, которую не смогли компенсировать ни повышение средней диагонали, ни переход отрасли на LED-технологию. О расширении рынка мониторов (как и настольных ПК) речи уже не идет.

В ведущую группу по итогам 2012 г. входят* Acer, BenQ, LG, Philips, Samsung и ViewSonic. В последние годы суммарная доля лидеров продолжает снижаться, что указывает на увеличение конкуренции. Также немаловажно, что 2012 г. ознаменовался разрушением «триумвирата», который доминировал на рынке около 10 лет.

Информационные панели

После сверхударного 2011 г. российский рынок информационных панелей очевидно взял некоторую паузу. Если в 2011 г. отмечено увеличение в 2,5 раза, то рост в 2012 г. всего на 15% иначе, как замедлением, не воспринимается. Однако данная отрасль еще достаточно молода, и ее относительно небольшие размеры и серьезная зависимость от наличия/отсутствия крупных проектов делают ее крайне чувствительной к различным флуктуациям.

Всего в 2012 г. было продано 33,3 тыс. профессиональных информационных панелей на сумму 125,5 млн долл. Средневзвешенная стоимость панелей снизилась незначительно благодаря сдвигу в большие диагонали и продажам сложных устройств, например, с узкой и сверхузкой рамкой.

На рынке продолжалось доминирование Samsung, чья доля вплотную подошла к 50%. Очень приличные объемы, как обычно, продемонстрировали LG, NEC и Panasonic. Стоит отметить, что Panasonic, традиционно делавшая ставку на особо большие плазменные панели, в 2012 г. активно взялась за развитие линейки ЖК-устройств, что более соответствует общим рыночным трендам.

Мультимедийные проекторы

В 2012 г. российский рынок мультимедийных прокторов продолжил расти быстрыми темпами. Всего было продано 232 тыс. устройств на сумму около 228 млн долл. В штучном исчислении рынок увеличился на целые 27%, что немного превысило прогноз на год. В деньгах рост был несколько скромнее — «всего» 22,4%, что связано с продолжением снижения средней стоимости проекторов.

Однако, опустившись ниже психологической отметки в 1000 долл. за устройство, ценовая эрозия на рынке проекторов несколько замедлилась. Во многом это было связано с тем, что основным драйвером роста рынка проекторов в 2012 г. были тендеры в сферу образования, и при этом существенная часть закупок пришлась на не самые дешевые аппараты.

На протяжении всех последних лет традиционно борьба за лидерство разворачивается между тремя крупнейшими игроками — компаниями* Acer, BenQ и Epson. Однако их совокупная доля, оставаясь доминирующей — 57% рынка, снизилась за год почти на 3%. На вторую тройку — NEC, Vivitek и ViewSonic — приходятся еще внушительные 22% рынка. Но в целом интенсивность конкуренции на рынке проекторов была и остается довольно значительной.

Это показатели в натуральном выражении. Если же брать цифры в деньгах, то расстановка сил будет несколько иная. В частности, компания Panasonic, специализирующаяся на профессиональном оборудовании и наконец-то поглотившая в 2012 г. проекторный бизнес Sanyo, контролирует очень значительную долю рынка, что позволяет Panasonic даже находиться в тройке лидеров всего рынка.

Принтеры и настольные МФУ

В целом за 2012 г. объем российского рынка принтеров и настольных МФУ составил 4,4 млн штук, что всего на 1% больше, чем годом раньше. При этом два основных сегмента рынка показали почти одинаковую по величине, но противоположную по знаку динамику: продажи настольных МФУ выросли за год на 9% (в штуках), в то время как у принтеров наблюдалось падение на 9,4%. Денежный объем рынка составил чуть больше 915 млн долл., увеличившись за год на 3,3%, — сказалось смещение структуры продаж в пользу более дорогих устройств.

Со второй половины года на рынке осталась только одна категория устройств, спрос на которые продолжал расти — лазерные МФУ (примерно на 20%, т. е. так же, как и годом раньше), в то время как струйные многофункциональники, вслед за принтерами обеих технологий, перешли на траекторию спада.

Пятерку лидеров рынка печатающих устройств, как и в 2011 г., составили* компании Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox.

Сканеры

Прошедший год для рынка планшетных сканеров оказался гораздо менее удачным, чем 2011 г., когда темпы роста продаж и в штуках и в деньгах выражались двухзначными числами. «Виноватой» оказалась вторая половина 2012 г., показавшая отрицательную динамику, что необычно с точки зрения сезонного фактора.

В результате по году в целом рост рынка планшетных сканеров прекратился, и даже произошло небольшое его падение в количественном выражении (около 1%). Всего пользователи приобрели чуть больше 250 тыс. сканеров. Показатель роста объема продаж в деньгах остался в положительной зоне (плюс 1.5% к 2011 г.) благодаря востребованности у пользователей более продвинутых моделей. Планшетные сканеры начального ценового уровня с невысоким разрешением и минимальной функциональностью перестали пользоваться повышенным спросом у покупателей, предпочитающих теперь использовать в качестве сканирующего устройства струйное или лазерное МФУ. Как и в предыдущие годы, около 90% всех проданных устройств пришлось на модели* Canon, Epson и Hewlett-Packard.

Противоположная картина наблюдалась на рынке документ-сканеров, для которых 2012 г. был наилучшим с точки зрения продаж. В первом полугодии его динамика была примерно такая же, как и годом раньше. Зато второе полугодие ознаменовалось серией крупных тендеров, что подняло годовые темпы роста продаж почти до 60% и в штуках и в деньгах (самые высокие показатели за последние годы). Всего за 2012 г. было продано около 63 тыс. документ-сканеров, более половины которых составили продукты* Fujitsu, Hewlett-Packard и Kodak.

Картриджи

Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ в 2012 г. превысил сумму в 1 млрд долл., что уже превышает объем продаж самих устройств печати. Для этого результата понадобилось в штучном выражении продать чуть более 20 млн картриджей. По сравнению с 2011 г. рынок увеличился на 7,4% в штуках и 6% в деньгах.

Совместимых струйных картриджей для принтеров Canon и Epson было продано 2,55 млн шт. на сумму около 11,9 млн долл. В отличие от предыдущих лет рынок не показал снижения, но рост был номинальным: менее 1% в штуках и около 2,5% — в деньгах.

Фотобумага

В 2012 г. рынок листовой фотобумаги заметно вырос: было продано 3,6 млн пачек, что на 15% больше, чем годом ранее. 15% для бумаги — значительная величина: в прошлом году рост отсутствовал совершенно, а этому рынку свойственна удивительная стабильность в объемах, несмотря на постоянную ротацию брендов и производителей. Бумага стала несколько дешевле, что повлияло на денежные показатели: объем рынка в деньгах вырос только на 5%, составив 23,12 млн долл. Расстановка лидеров несколько изменилась: в первую четверку вместо HP вошла компания Ink System Technology (IST). Консолидация рынка немного уменьшилась: доля четверки лидеров уменьшилась на 3% и сейчас составляет 73%.

ИБП

2012 г. на российском рынке ИБП оказался строго в рамках прогнозов. Всего было продано 2,34 млн аппаратов на сумму 554,3 млн долл. В годовом исчислении рынок вырос на номинальные 0,6% в штуках и на 7% — в деньгах.

В отличие от других отраслей различная динамика штучных и денежных показателей на рынке ИБП означает существенные структурные изменения в отрасли. В то время как массовая составляющая рынка стагнировала (из-за падения связанного рынка стационарных ПК), инфраструктурные решения продолжали уверенно расти. Драйвером роста по прежнему являлся сегмент ИБП для ЦОДов, но и «обычные» инфраструктурные решения также пользовались существенным спросом.

Бренд APC by Schneider Electric по-прежнему лидирует, но контролирует уже менее половины всего рынка в денежном выражении. Основными конкурентами данного производителя на массовом рынке являются ИБП под торговыми марками* CyberPower, Ippon, FSP, Powercom и Powerman. На рынке инфраструктурных решений ощутимы позиции компаний* Eaton, Emerson Chloride, Emerson Liebert, Delta, GE DE, Inelt, Newave и Socomec UPS.

Полностью итоги развития различных сегментов российского ИТ-рынка в 2012 г. опубликованы в журнале «Бестселлеры IT-рынка», № 1, 2013.

*Компании перечислены в алфавитном порядке.