Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2013 г.
Компьютеры
В 2013 г. в России было продано более 11,9 млн компьютеров. В эту сумму включены настольные и мобильные ПК, исключая планшеты. Рынок ПК впервые в своей истории резко ушел в отрицательную область, снизившись по сравнению с предыдущим годом сразу на 22%.
Десктопов при этом было продано 3790 тыс. шт., и темпы их снижения оказались даже лучше общерыночных – 19%. А вот рынок ноутбуков упал почти на 24%, продажи были менее 7140 тыс. шт. Таким образом, доля настольного сегмента, опять же впервые, даже чуть приподнялась и составила 35% рынка компьютеров в целом. Все это происходит на фоне резкого роста рынка планшетов, которых по итогам прошедшего года было продано уже намного больше, чем ноутбуков.
В сегменте десктопов продолжался рост доли компьютеров-моноблоков (AIO). Всего в России было реализовано около 480 тыс. AIO, что составило почти 13% настольного сегмента.
Нетбуки практически сошли на нет.
Среди ноутбуков к концу года начался бурный рост доли устройств, базирующихся на ультрамобильной компонентной базе. По итогам года в целом доля таких решений составила более 26%, а к концу года уже почти подобралась к половине сегмента.
В сегменте десктопов в лидирующую пятерку по итогам года вошли* Depo, DNS, HP, K-Systems и Lenovo. Суммарная доля иностранных brandname по итогам года составила 28% продаж.
Среди производителей ноутбуков традиционно лидировали* Acer, Asus, HP, Samsung и Lenovo. В сумме эти компании продали 79,8% всех мобильных ПК.
Планшетные компьютеры
По итогам 2013 г. всего в Россию было отгружено 9,55 млн планшетов на сумму почти в 105 млрд руб. По прошлогоднему курсу это около 3,2 млрд долл. За год рынок вырос в 2,46 раза в штуках и 1,93 раза в деньгах. Это рекордные показатели, невзирая на проблемы в экономике.
Но уже к концу 2013 г. стало ясно, что период бурного роста планшетов закончился. На складах оставалось все больше аппаратов, и своих конечных покупателей нашли только около 7,5 млн планшетов, остальные еще ждут своей очереди, блокируя новые поставки. И разочаровывающие цифры первых месяцев 2014 г. являются тому подтверждением.
Несмотря на планомерное снижение цен, к концу 2013 г. средневзвешенная стоимость одного планшета несколько приподнялась, приблизившись к отметке 11 тыс. руб. (этот уровень является и средней оценкой по году в целом). Это было связано со структурными сдвигами. Доля «семидюймовок» уменьшилась за счет расширения «промежуточного» типоразмера 7,9–9 дюймов. Кроме того, увеличилась доля аппаратов с 3G, которые традиционно более дорогие.
По-прежнему лидером рынка является компания Samsung Electronics, за ней следует Apple. Однако если по итогам 2012 г. на них суммарно приходилось более 45% рынка, то к концу 2013 г. – уже немногом более 30%. На рынке развивался тренд к децентрализации, и многие крупные международные компании и локальные бренды активно наращивали поставки, размывая долю лидеров.
Принтеры и настольные МФУ
Ослабление спроса на печатающие устройства, начавшееся еще в 2012 г., продолжалось и на протяжении всех четырех кварталов 2013 г. Всего за этот период рынок принтеров и настольных МФУ потерял относительно предыдущего года около 10% своего объема в натуральном выражении, немного недотянув даже до отметки в 4 млн штук. Не смог улучшить ситуацию и последний квартал, поскольку из-за значительно меньшего, чем обычно, увеличения спроса в конце года продажи в нем сократились даже сильнее, чем в целом за год – на 12%.
Из-за продолжающегося смещения спроса в пользу более производительных и функциональных моделей в денежном выражении рынок сократился меньше, на 4.1% (до 880 млн долл.). На рынке струйных устройств падение составило около 20% как в категории принтеров, так и МФУ, причем в основном за счет снижения спроса на модели нижнего ценового уровня. В лазерном сегменте падение продаж целиком определилось уменьшением спроса на принтеры, в то время как настольных МФУ было продано даже чуть больше, чем годом раньше. В обеих категориях лазерных устройств увеличились продажи цветных моделей, причем в сегменте МФУ цифры темпов роста были двухзначными.
В позициях лидеров рынка принтеров и настольных МФУ существенных изменений в прошлом году не произошло, и первую пятерку составили компании* Canon, Epson, HP, Samsung и Xerox.
Сканеры
В сегменте сканеров прошедший год оказался таким же неудачным, как и на рынке печатающих устройств. Динамика продаж и планшетных, и документных сканеров была отрицательной. Первых было продано 191.6 тыс. шт., почти на четверть меньше, чем в 2012 г., а потери вторых оказались еще весомее, около трети. По количеству проданных устройств, чуть больше 41 тыс. шт., рынок документ-сканеров откатился на уровень 2011 г.
В обеих категориях устройств продолжалась довольно интенсивная эрозия цен, что привело к еще большему сокращению денежного объема рынка – на 30% у планшетников и на 40% у документных сканеров, соответственно, до 24.4 и 47.5 млн долл. Кроме того, на более существенное падение объема рынка в деньгах повлияло также изменение структуры спроса. Вновь более востребованными стали планшетники нижнего ценового диапазона, продажи которых сократились меньше, чем в среднем по рынку.
В сегменте документ-сканеров, при гораздо меньшем, чем годом раньше, объеме тендерных поставок, в которых обычно участвуют модели для рабочих групп, на рынке доминировали менее дорогие персональные модели.
На рынке планшетных сканеров традиционно лидировали компании Canon, Epson и Hewlett-Packard с суммарной рыночной долей около 90%.
В менее консолидированном сегменте документ-сканеров в первую пятерку вендоров вошли Avision, Canon, Epson, Fujitsu и Hewlett-Packard.
Мониторы
Всего за 2013 г. в России было продано около 4,15 млн мониторов, что оказалось на 18% хуже 2012-го. В деньгах падение было несколько меньше – на 16%, и рынок составил 735 млн долл. Единственный показатель, который немного вырос по итогам года – средневзвешенная стоимость (до 177 долл.), благодаря чему и денежные показатели снизились чуть меньше. Стоит отметить, что динамика в течение года ухудшалась синхронно с осложнением общеэкономической ситуации.
Из технологических трендов: «квадратные» семнашки и девятнашки продаются все в меньших количествах, и фактически только в корпоратив. Их имеют возможность поставлять уже не все вендоры, т. е. сегмент находится на грани закрытия. Как и все, что ниже 21,5 дюйма. Фактически 21,5-дюйм мониторы стали мейнстримом рынка.
В лидирующей группе вендоров происходит обострение конкурентной борьбы и снижение неравномерности позиций игроков. Резко сбавила обороты компания Samsung, чья доля в лучшие времена составляла около трети рынка, а сейчас опустилась до 20%. На втором месте компания Acer, за ней BenQ. При этом бывший участник тройки лидеров, LG также пока не сильно отстает, а с ней по итогам года фактически сравнялась Philips.
Информационные панели
В 2013 г. продажи на российском рынке инфопанелей составили 32,75 тыс. единиц на сумму 121,7 млн долл. Вместо ожидавшегося роста данного молодого и перспективного рынка общеэкономические негативные факторы привели к его снижению. Вместе с тем падение натуральных показателей за год на 1,8% и денежных на 3% выглядит в целом неплохо на фоне большинства других ИТ-отраслей.
В то же время рынок постоянно пополняется новыми игроками, особенно в сегменте интерактивных панелей. К концу года количество производителей достигло 18, а ассортимент моделей – примерно 250. Скорее всего, количество участников продолжит расти, но пока на рынке продолжалось доминирование Samsung, чья доля составила около 50%.
Очень приличные объемы, как обычно, продемонстрировали LG, NEC и Panasonic. Стоит отметить, что компания Panasonic, традиционно делавшая ставку на особо большие плазменные панели, в 2013 г. уже выстроила полноценную линейку и ЖК-устройств.
Мультимедийные проекторы
Несмотря на поддержку со стороны сферы образования, российский рынок проекторов не смог выйти в положительную зону. По итогам 2013 г. продажи совсем немного недотянули до 200 тыс. и составили 199,33 тыс. устройств. Объем рынка в деньгах – 194,3 млн долл. Годовая динамика довольно пессимистична, падение более 14% как в штуках, так и в деньгах.
При этом средневзвешенная стоимость составила около 950 долл., совсем незначительно изменившись по сравнению с прошлым годом. И это несмотря на общий тренд к удешевлению самих проекторов. Сохранение данного параметра было связано с ростом продаж относительно дорогих короткофокусных и ультракороткофокусных аппаратов для сферы образования. Также неплохо чувствовали себя инсталляционные проекторы.
На протяжении всех последних лет борьба за лидерство традиционно разворачивается между тремя крупнейшими игроками – компаниями* Acer, BenQ и Epson. Примечательно, что их совокупная доля в штуках, снизившись в 2012 г., в 2013-м снова возросла, составив 61,5%. На следующие за ними компании – NEC, Optoma, Vivitek и ViewSonic – приходится более 24% рынка. Концентрация рынка несколько выросла.
В деньгах расстановка сил несколько иная. В частности, компания Panasonic, специализирующаяся на профессиональном оборудовании, в денежном выражении находится в тройке лидеров.
К концу года на рынке добавилось несколько новых игроков: ASK Proxima, Asus, LG, хотя объемы их пока минимальные. С другой стороны, с рынка ушла Mitsubishi и не исключен также уход компании Sharp. Кроме того, бренд Hitachi практически ушел с регулярного рынка, сосредоточившись на тендерах.
Картриджи
Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ в 2013 г. снизился в количественном исчислении на 7,6% по сравнению с 2012 г. и составил 18,7 млн единиц. Впрочем, данные темпы снижения довольно незначительны на фоне падения большинства ИТ-отраслей. В очередной раз подтвердился тезис о малой эластичности данного сегмента рынка, который больше зависит от установленной базы оборудования, чем от текущей динамики продаж принтеров и МФУ.
В денежном выражении наблюдался даже небольшой рост. Рынок оригинальных картриджей прибавил 5% до уровня почти 1,1 млрд долл. Связано это с увеличением доли лазерных картриджей, которые традиционно дороже, чем струйные.
Совместимых струйных картриджей для принтеров Canon, Epson и HP было продано 3,6 млн шт. на сумму около 19,6 млн долл. Эти показатели с точностью в несколько процентов соответствуют уровням 2012 г., хотя в целом распределение долей между брендами в течение прошлого года были подвержены довольно значительным колебаниям.
Фотобумага
В 2013 г. на рынке листовой фотобумаги было продано 3,5 млн пачек на сумму 23,28 млн долл. По сравнению с 2012 г. рынок сократился на 3% в количестве пачек, но вырос на 1% в денежном выражении. Динамика фактически нулевая – на уровне погрешности. Однако, с учетом остро негативной динамики в других ИТ-отраслях, эти итоги можно трактовать как положительные.
В тройку лидеров вошли компании Epson, Lomond, Revcol, на чью долю суммарно приходится около 62% рынка в денежном выражении. Годом ранее лидирующая тройка контролировала около 68%, что означает существенную деконцентрацию рынка.
ИБП
2013 г. на российском рынке ИБП оказался очень сложным: всего было продано 1,95 млн устройств на сумму 503,6 млн долл. Годовая динамика составила -17% в штуках, и -9% в деньгах. Из положительных моментов – только некоторое увеличение средневзвешенной стоимости, которое означает, что сдвиг рынка в сторону инфраструктурных решений пока продолжается.
Динамика рынка в течение 2013 г. в целом была отрицательной, но неравномерной. После провального первого квартала, во втором квартале наметилось некоторое выравнивание, но затем рынок снова уверенно пошел вниз. Основная причина – ухудшение макроэкономической ситуации и, как следствие, падение спроса как в корпоративном, так и в потребительском сегменте.
В пятерку лидеров входят компании* Delta Electronics, Eaton, Ippon, Powercom и Schneider Electric, на долю которых в сумме приходится почти 80%.
* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.