В последние несколько месяцев конъюнктура спроса на рынке печатающих устройств в значительной степени определялась ценовой динамикой, которая, в свою очередь, зависела от изменения соотношения рубля к доллару и евро.

В начале периода быстрого падения курса рубля (с октября 2014 г.) некоторые производители объявили в явном виде (а некоторые компании и без официального анонса) о временном замораживании рублевых цен на отдельные категории своих продуктов. Такой шаг вызван стремлением вендоров не потерять свою долю на рынке, а, по возможности, даже ее увеличить. Это создало условия для значительного подъема спроса в конце года, и в последнем его квартале печатающих устройств было продано на треть больше, чем в 3-м квартале.

В октябре-ноябре 2014 г. наиболее эффективно удавалось сдерживать стоимость своих продуктов в рублях компаниям Brother, Canon, Hewlett-Packard, Kyocera, Lexmark, Panasonic и Samsung — повышение розничных цен у этих вендоров было в пределах 1-2%, что было эквивалентно снижению цен в долларах на 5-10%. В результате цены в рублях в целом по рынку существенно отставали от роста курса доллара. Однако для большинства производителей сохранять такую агрессивную ценовую политику в течение длительного периода времени оказалось невозможным и в текущем году цены у некоторых из них существенно выросли.

Динамика рублевых розничных цен на лазерные принтеры и настольные МФУ


Источник: ITResearch

На рисунке представлена динамика средних розничных цен (в рублях) на лазерные принтеры и настольные МФУ семи ведущих производителей за период с ноября 2014 г. по март 2015 г. Как видно из диаграммы, только компании Kyocera и Samsung смогли удержать рост цен на минимальном уровне, в то время как повышение цен на лазерные устройства Canon, Hewlett-Packard и Xerox оказалось почти таким же, как и рост курса доллара.

Интересно, что у всех представленных вендоров характер динамики и уровень повышения рублевых цен на монохромные и цветные устройства были примерно одинаковыми.

Однако в скоростных категориях монохромных устройств ценовая динамика существенно отличалась.

Розничные цены на наиболее массовые персональные устройства почти у всех вендоров выросли существенно больше, чем на старшие модели. Это связано прежде всего с небольшим (а иногда и с полным отсутствием) запаса маржи в канале на недорогие модели, которые и раньше продавались фактически на уровне себестоимости. Значительное повышение стоимости продуктов для массового пользователя (и вполне ожидаемое этим пользователем, успевшим приобрести их еще в 4-м квартале) неизбежно приводит к снижению их продаж, что и произошло в первые месяцы текущего года.

В старших категориях лазерных принтеров и МФУ, ориентированных в основном на бизнес-потребителей, наличие запаса по марже позволило поднять ценовую планку гораздо меньше, сохраняя прибыльность канальных партнеров и заинтересованность заказчиков. Как показывает анализ итогов первых месяцев года, в структуре продаж лазерных устройств доля моделей B2B заметно выросла.

Источник: Российский рынок лазерных принтеров и МФУ, ITResearch Newsletter, март 2015 (выпуск № 115)