Согласно данным нового отчета Gartner, глобальный рынок смартфонов во 2-м квартале 2015 г. показал самый низкий прирост, начиная с 2013 г. Всего за квартал в мире конечным пользователям было продано 330 млн смартфонов, что на 13.5% больше, чем за тот же период 2014 г. (см. табл. 1).

Рост поддерживал лишь спрос на недорогие модели 3G и 4G на развивающихся рынках. Наибольший рост был отмечен на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (за исключением Китая), Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. В то же время в Китае впервые рынок показал не рост, а падение на 4% в годовом исчислении. Хотя это самый крупный региональный рынок, на который в рассматриваемый период пришлось 30% мировых продаж. Эксперты констатируют насыщение рынка в этой стране, в основном это рынок замены, а покупателей, впервые приобретающих смартфон, меньше.

Лидерство рынка сохраняется за Samsung, а основным конкурентом корейской компании остается Apple. Но доля рынка Samsung во втором квартале упала на 4.3 п. п., а отгрузки в штуках снизились на 5.3%. Наилучший рост — на 46.3% продемонстрировала компания Huawei, занявшая третью позицию. Продажи iPhone выросли на 36%, что увеличило долю рынка Apple на 2.4 п. п.. Особенно успешны были продажи смартфонов Apple в Китае — они выросли в годовом исчислении на 68% и составили 11.9 млн iPhone.

Табл. 1. Первая пятерка вендоров смартфонов в период 2Q15 (в тыс. штук)

Вендор

Отгрузки в 2Q15

Доля рынка в 2Q15 (%)

Отгрузки в 2Q14

Доля рынка в 2Q14 (%)

Samsung

72,072.5

21.9

76,129.2

26.2

Apple

48,085.5

14.6

35,345.3

12.2

Huawei

25,825.8

7.8

17,657.7

6.1

Lenovo*

16,405.9

5.0

19,081.2

6.6

Xiaomi

16,064.9

4.9

12,540.8

4.3

Прочие

151,221.7

45.9

129,630.2

44.6

Всего

329,676.4

100.0

290,384.4

100.0

Источник: Gartner, август 2015.

* По Lenovo данные за 2Q15 и 2Q14 включают продажи мобильных телефонов и Lenovo, и Motorola.

Двузначные показатели продаж Apple в сегменте high-end продолжают негативно сказываться на работу конкурентов в данном сегменте. Многие из них перестроились и сфокусировались на поставку смартфонов в сегменты midrange и low-end, что повлекло за собой усиление ценовых войн и расчистку складов перед выходом на рынок новых моделей во втором полугодии 2015.

На глобальном рынке операционных систем (см. табл. 2) доля Android несколько сократилась из-за слабого роста рынка Китая и успешных продажах на нем смартфонов компании Apple, которая уже последние три квартала забирает долю у Android. Компания Microsoft продолжала борьбу за рынок смартфонов на Windows Phone, даже в сегменте lower end. Однако с учетом того, что Microsoft недавно сократила финансирование своего подразделения mobile hardware, we’ll await signs of its long-term commitment in the smartphone market."

Благодаря низкому барьеру по входу в Android-сегмент в Gartner ожидают появление на рынке новой группы игроков, возможно, с новыми бизнес-моделями, так что картина рынка может измениться.

Табл. 2. Структура мирового рынка смартфонов по ОС в период 2Q15 (в тыс. штук)

ОС

2Q15

Для рынка в 2Q15 (%)

2Q14

Для рынка в 2Q14 (%)

Android

271,010

82.2

243,484

83.8

iOS

48,086

14.6

35,345

12.2

Windows

8,198

2.5

8,095

2.8

BlackBerry

1,153

0.3

2,044

0.7

Другие

1,229.0

0.4

1,416.8

0.5

Всего

329,676.4

100.0

290,384.4

100.0

Источник: Gartner, август 2015.

Мировой рынок всех мобильных телефонов во втором квартале 2015 г. вырос всего на 0,4% и составил 446 млн штук. Первой тут также была Samsung, второй Apple, а третьей — Microsoft.