Согласно данным нового отчета Gartner, глобальный рынок смартфонов во 2-м квартале 2015 г. показал самый низкий прирост, начиная с 2013 г. Всего за квартал в мире конечным пользователям было продано 330 млн смартфонов, что на 13.5% больше, чем за тот же период 2014 г. (см. табл. 1).
Рост поддерживал лишь спрос на недорогие модели 3G и 4G на развивающихся рынках. Наибольший рост был отмечен на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона (за исключением Китая), Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки. В то же время в Китае впервые рынок показал не рост, а падение на 4% в годовом исчислении. Хотя это самый крупный региональный рынок, на который в рассматриваемый период пришлось 30% мировых продаж. Эксперты констатируют насыщение рынка в этой стране, в основном это рынок замены, а покупателей, впервые приобретающих смартфон, меньше.
Лидерство рынка сохраняется за Samsung, а основным конкурентом корейской компании остается Apple. Но доля рынка Samsung во втором квартале упала на 4.3 п. п., а отгрузки в штуках снизились на 5.3%. Наилучший рост — на 46.3% продемонстрировала компания Huawei, занявшая третью позицию. Продажи iPhone выросли на 36%, что увеличило долю рынка Apple на 2.4 п. п.. Особенно успешны были продажи смартфонов Apple в Китае — они выросли в годовом исчислении на 68% и составили 11.9 млн iPhone.
Табл. 1. Первая пятерка вендоров смартфонов в период 2Q15 (в тыс. штук)
Вендор |
Отгрузки в 2Q15 |
Доля рынка в 2Q15 (%) |
Отгрузки в 2Q14 |
Доля рынка в 2Q14 (%) |
Samsung |
72,072.5 |
21.9 |
76,129.2 |
26.2 |
Apple |
48,085.5 |
14.6 |
35,345.3 |
12.2 |
Huawei |
25,825.8 |
7.8 |
17,657.7 |
6.1 |
Lenovo* |
16,405.9 |
5.0 |
19,081.2 |
6.6 |
Xiaomi |
16,064.9 |
4.9 |
12,540.8 |
4.3 |
Прочие |
151,221.7 |
45.9 |
129,630.2 |
44.6 |
Всего |
329,676.4 |
100.0 |
290,384.4 |
100.0 |
Источник: Gartner, август 2015.
* По Lenovo данные за 2Q15 и 2Q14 включают продажи мобильных телефонов и Lenovo, и Motorola.
Двузначные показатели продаж Apple в сегменте high-end продолжают негативно сказываться на работу конкурентов в данном сегменте. Многие из них перестроились и сфокусировались на поставку смартфонов в сегменты midrange и low-end, что повлекло за собой усиление ценовых войн и расчистку складов перед выходом на рынок новых моделей во втором полугодии 2015.
На глобальном рынке операционных систем (см. табл. 2) доля Android несколько сократилась из-за слабого роста рынка Китая и успешных продажах на нем смартфонов компании Apple, которая уже последние три квартала забирает долю у Android. Компания Microsoft продолжала борьбу за рынок смартфонов на Windows Phone, даже в сегменте lower end. Однако с учетом того, что Microsoft недавно сократила финансирование своего подразделения mobile hardware, we’ll await signs of its long-term commitment in the smartphone market."
Благодаря низкому барьеру по входу в Android-сегмент в Gartner ожидают появление на рынке новой группы игроков, возможно, с новыми бизнес-моделями, так что картина рынка может измениться.
Табл. 2. Структура мирового рынка смартфонов по ОС в период 2Q15 (в тыс. штук)
ОС |
2Q15 |
Для рынка в 2Q15 (%) |
2Q14 |
Для рынка в 2Q14 (%) |
Android |
271,010 |
82.2 |
243,484 |
83.8 |
iOS |
48,086 |
14.6 |
35,345 |
12.2 |
Windows |
8,198 |
2.5 |
8,095 |
2.8 |
BlackBerry |
1,153 |
0.3 |
2,044 |
0.7 |
Другие |
1,229.0 |
0.4 |
1,416.8 |
0.5 |
Всего |
329,676.4 |
100.0 |
290,384.4 |
100.0 |
Источник: Gartner, август 2015.
Мировой рынок всех мобильных телефонов во втором квартале 2015 г. вырос всего на 0,4% и составил 446 млн штук. Первой тут также была Samsung, второй Apple, а третьей — Microsoft.