Глобальный рынок планшетов четвертый квартал подряд показывает снижение. В 3-м квартале 2015 г. (3Q15) поставки, согласно данным IDC, составили 48.7 млн штук. Несмотря на некоторое сезонное улучшение, в годовом исчислении отгрузки упали на 12.6%, подтвердив сложность ситуации на этом рынке.
И поскольку на развитых рынках — в Северной Америке, Западной Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе — парк планшетов уже значительно превысил 100 млн единиц в каждом из них, возможностей для роста за счет первичных закупок становится всё меньше. По данным аналитиков, владельцы планшетов все еще пользуются моделями, которые купили четыре года назад. Планшеты по-прежнему актуальны для персональных вычисление, но поскольку одновременно активно растет и парк смартфонов, а сами они становятся всё больше (по части экрана) и «умнее», необходимость в планшетах становится менее ясной, особенно малых форматов.
Структура рынка явно меняется, спрос на обычные плоские модели невелик, но при этом повышается интерес к новым форм-факторам, к планшетам с отсоединяющейся клавиатурой (detachable tablets). Пока доля продаж таких моделей составляет единицы процентов, однако IDC ожидает, что в ближайшие полтора года она существенно увеличится. Первое поколение таких устройств имело ряд недостатков, и по части «железа», и по части ОС. Однако те устройства, которые выходят на рынок сейчас, лишены этих недостатков, и аналитики полагают, что спрос на них как в корпоративном, так и в потребительском сегменте будет расти.
Первое место среди вендоров по-прежнему держит Apple (см. таблицу), хотя времена, когда выбором планшета безоговорочно был iPad, вероятно, заканчиваются. И собственная каннибализация моделей Apple, и рост конкуренции со стороны компьютерных вендоров привели к сокращению поставок iPad’ов. Правда, ожидаемый вскоре выход модели iPad Pro может развернуть тенденцию вспять.
Активная работа на этом рынке Samsung очередной раз привела к сокращению отставания корейской компании от Apple. Хотя Samsung — один из немногих вендоров, продолжающих поставлять Android-планшеты премиум-класса, основной объем его отгрузок сфокусирован на сегменте low end. В ответ на интерес рынка к detachable-моделям компания стала выпускать новые подобные модели, например Tab S2 с опциональной клавиатурой.
Поставки Lenovo после нескольких месяцев активного роста замедлились, но остались в положительной зоне. И на падающем рынке это знак того, что Lenovo стремится стать лидером данного рынка и у компании есть возможности добиться этой цели.
Asus имеет репутацию производителя недорогих detachable-устройств, что помогло компании в последние годы увеличить объемы поставок. Однако в отчетном квартале успех не сопутствовал вендору. Другие производители представили модели, похожие на ее линейку Transformer по сопоставимым ценам. Но Asus все же смогла попасть в топ-5, в основном благодаря недорогим Android-планшетам.
Компания Huawei, показавшая невероятные темпы роста, нашла на этом рынке свою нишу — планшеты с поддержкой сотовой связи. Более 2/3 всех поставленных компанией моделей могут имеют функцию голосовой связи, именно благодаря ей на рынке отмечается тренд роста доли подобных моделей на рынке в целом.
Топ-5 вендоров на мировом рынке планшетов в период 3Q 2015 (отгрузки в млн штук)
Вендор |
Отгрузки в 3Q15 |
Доля рынка в 3Q15 |
Отгрузки в 3Q14 |
Доля рынка в 3Q14 |
Годовая динамика |
1. Apple |
9.9 |
20.3% |
12.3 |
22.1% |
-19.7% |
2. Samsung |
8.0 |
16.5% |
9.7 |
17.4% |
-17.1% |
3. Lenovo |
3.1 |
6.3% |
3.1 |
5.5% |
0.9% |
4. ASUS |
1.9 |
4.0% |
3.4 |
6.1% |
-43.4% |
5. Huawei |
1.8 |
3.7% |
0.7 |
1.3% |
147.9% |
Прочие |
23.9 |
49.1% |
26.4 |
47.5% |
-9.6% |
Всего |
48.7 |
100.0% |
55.7 |
100.0% |
-12.6% |
Источник: IDC, октябрь 2015 г.