Согласно исследованиям аналитической фирмы IDC, в 4 кв. 2015 г. продажи ПК на территории стран Европы, Ближнего Востока и Африки (регион EMEA) составили 20,8 млн шт., а за весь 2015 г. — 76,3 млн ПК.
После всплеска продаж ПК в рамках рекламной акции Microsoft по поводу пятилетнего юбилея поисковой системы Bing, проходившей с сентября 2014 г. по январь 2015 г., интерес производителей компьютерного «железа» и их реселлеров к этому рынку существенно снизился, а в результате рынок EMEA в 2015 г. по сравнению с 2014 г. сократился на 18,2%.
Аналитики отмечают, что продажи ПК в 2014 г. подстегивались завершением поддержки Windows XP и необходимостью обновления первой версии Windows 7 для портативных ПК через 4 года после начала выпуска, а стимулом для массового рынка стала привлекательная цена поисковика Bing. Укрепление доллара заставило компании в 4 кв. 2014 г. делать ставку на более дешевые продукты. Но 2015 г. стал еще более затратным, так как запасы на складах истощались не только за счет традиционных продаж, но и благодаря рекламным акциям и снижению цен. Сравнение годовых итогов 2014/2015 гг. оказалось не в пользу 2015 г., а выпуск новых продуктов, типа Windows 10 или процессоров не смог переломить отрицательную тенденцию. В то же время, по мнению IDC, в данных за 2015 г. существуют некоторые признаки стабилизации, и есть надежда, что 2016 г. будет более позитивным по сравнению с 2016 г.
На региональные рынки EMEA в 4 кв. 2015 г. оказывали немалое влияние различные политические и экономические факторы. Рынок Западной Европы за этот период сократился на 13,1%, а Центральной и Восточной Европы — на 24,7%. Слабо функционировали рынки Ближнего Востока и Африки — снижение на 28,9%.
Наиболее негативно на покупательной способности отразилась политико-экономическая ситуация в Восточной Европе, в частности, в России, на Украине и в Казахстане. Кроме коммерческих факторов большое влияние на спад оказало также замораживание бюджетов. Однако есть и положительные примеры. Так, рынок Венгрии завершил год с приростом в 11,5%.
Годовые итоги таковы: В Западной Европе рынок упал на 13,8%, а в остальных странах региона EMEA — на 24,6%. В то же время, явно обозначилась консолидация рынка: три наиболее крупных игрока (HP, Lenovo и Dell) в сумме захватили 54% рынка, тогда, как в 2014 г. их общая доля составила 50%. Несмотря на некоторые изменения в рангах игроков в 2015 г. , консолидация рынка продолжилась и первая пятерка аккумулировала 72% объема рынка EMEA.
У лидера рынка — НР — темпы продаж на рынке EMEA оказались несколько лучше среднерыночного показателя, компания нарастила свою долю и теперь имеет 23,7% рынка. По сегменту настольных ПК у производителя результат выше среднерыночного и есть положительная динамика. Вторая позиция у Lenovo (19.3%), которая сосредоточила усилия на сокращении складских запасов в сложных условиях ближневосточного и африканского регионов. Устойчивый рост продаж ASUS (особенно в Западной Европе) позволил ей занять третье место в рейтинге с долей в 10.7%. Лучше среднерыночных оказались показатели роста продаж у Dell, главным образом благодаря устойчивой позиции в потребительском сегменте и привлекательности портфеля, что обеспечило ей долю в 10.1%. Не очень удачным по сравнению с 4 кв. 2014 г. оказался 4 кв. 2015 г. для Aсer (8.7%), так как ее стратегия базировалась на сокращении складских запасов. Однако некоторый положительный эффект все же был был достигнут благодаря продаже продуктов Windows 10 в потребительском сегменте.
В первую десятку вошли также следующие компании: Apple, Toshiba, Fujitsu, MSI и Wortmann
Таблица 1. Динамика продаж первой пятерки производителей ПК в регионе EMEA по итогам 4 квартала (2014-2015 гг.)
Производитель |
Объем продаж, 4 кв.2014г., тыс.шт. |
Объем продаж, 4 кв.2015г., тыс.шт. |
Доля рынка, 4 кв.2014 г. |
Доля рынка, 4 кв.2015 г. |
Относительный рост, 4кв.15/4кв.14 |
HP |
5,961 |
4,932 |
23.4% |
23.7% |
-17.3% |
Lenovo |
5,019 |
4,032 |
19.7% |
19.3% |
-19.7% |
ASUS |
2,160 |
2,218 |
8.5% |
10.7% |
2.7% |
Dell |
2,390 |
2,106 |
9.4% |
10.1% |
-11.9% |
Acer Group |
2,412 |
1,804 |
9.5% |
8.7% |
-25.2% |
Остальные |
7,494 |
5,718 |
29.5% |
27.5% |
-23.7% |
Рынок в целом |
25,436 |
20,809 |
100.0% |
100.0% |
-18.2% |
Источник: IDC, январь 2015 г.
Таблица 2. Динамика продаж первой пятерки производителей ПК в регионе EMEA по итогам 2015 г. (2014-2015 гг.)
Производитель |
Объем продаж, 2014г., тыс.шт. |
Объем продаж, 2015г., тыс.шт. |
Доля рынка, 2014 г |
Доля рынка, 2015 г. |
Относительный рост 2015/2014 |
HP |
20,652 |
17,915 |
22.2% |
23.5% |
-13.3% |
Lenovo |
17,033 |
15,224 |
18.3% |
19.9% |
-10.6% |
Dell |
9,201 |
8,138 |
9.9% |
10.7% |
-11.6% |
ASUS |
8,161 |
7,152 |
8.8% |
9.4% |
-12.4% |
Acer Group |
9,906 |
6,808 |
10.6% |
8.9% |
-31.3% |
Остальные |
28,190 |
21,113 |
30.3% |
27.7% |
-25.1% |
Рынок в целом |
93,143 |
76,349 |
100.0% |
100.0% |
-18.0% |
Источник: IDC, январь 2015 г.
Примечание: продажи ПК включают настольные ПК и ноутбуки, не учитывались серверы x86 и OEM-продажи всех производителей.