Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования* российского рынка распределенных систем и сервисов телеметрии и телеуправления. Исследование показало, что в настоящее время в России полноценные IIoT-системы отсутствуют: более 99% используемых в распределенных системах телеметрии устройств подключены не к промышленным платформам IoT, а к закрытым проприетарным аппаратно-программным комплексам с крайне ограниченным функционалом. Фактически это диспетчерские системы класса machine to human (M2H). Таким образом, определенное в настоящем исследовании количество подключенных устройств — это количество устройств, используемых в распределенных системах телеметрии и телеуправления, которые в перспективе могут трансформироваться в IoT-системы.
Другая особенность рассматриваемого рынка состоит в его выраженной фрагментарности: единого рынка распределенных телеметрических услуг и решений в России не существует. Есть набор практически не связанных между собой рынков, которые так или иначе можно отнести к исследуемой области. Основные из них следующие:
- рынок систем и услуг мониторинга транспорта, включая так называемое умное страхование;
- рынок систем и услуг пультовой охраны и охранного видеонаблюдения, пока являющийся единственным крупным сегментом рынка систем и услуг «умный дом»;
- формирующийся рынок систем и услуг коммерческого учета потребления ресурсов (электроэнергии, воды, тепла, газа) промышленными предприятиями и домохозяйствами, который также можно рассматривать как сегмент рынка «умный дом»;
- рынок платежных систем с соответствующим набором подключенных устройств: банкоматы, платежные терминалы, контрольно-кассовые аппараты с сетевым WAN-подключением, модули для мобильных терминалов оплаты.
Общее количество телеметрических устройств, используемых в таких системах в России, и динамика их количества по годам представлены на рисунке.
Общее количество подключенных устройств в распределенных системах телеметрии России, млн штук. (2010-2015 гг. — факт, 2016-2020 гг. — прогноз).
Основными драйверами роста количества установленных и подключенных в распределенные системы телеметрии устройств в России 2010–2013 гг. были обязательные к исполнению государственные программы. Это системы мониторинга грузового и пассажирского автотранспорта, программы по оснащению жилищно-коммунального хозяйства счетчиками потребления ресурсов (электроэнергии, тепла, воды, газа), а также развитие территориально-распределенных систем видеонаблюдения.
Единственным формировавшимся в этот период под влиянием рыночных факторов крупным сегментом рассматриваемого рынка выступал сегмент подключенных к платежным системам кассовых аппаратов (POS-терминалов) и платежных терминалов.
В 2014 г. имел место единственный за всю историю развития рынка IoT/M2M в России спад в динамике роста подключенных устройств. Основная причина — снижение влияния обязательных к исполнению государственных программ.
Тем не менее уже в 2015 г. рост количества подключенных в распределенные системы телеметрии устройств не только возобновился, но и полностью компенсировал спад динамики предыдущего года, по темпам роста достигнув уровня 2013 г. Драйверами выступили внедрение системы «Платон» на транспорте, активизация M2M-программ в ЖКХ и начало действия программы по подключению кассовых аппаратов к ЕГАИС.
Высокую динамику роста подключенных устройств в 2015–2018 гг. будет определять сочетание обязательных к исполнению государственных программ и рыночных механизмов.
Так, в части обязательных к исполнению государственных программ драйверами будут программы подключения кассовых аппаратов к ЕГАИС и системе фискального учета, а также развитие программ IoT/M2M в ЖКХ.
Наряду с этими программами можно ожидать и появления рыночных стимулов в виде умного автострахования, доступных сервисов «умного дома», включая сервисы интеллектуальной охраны и сервисы для подключенной бытовой техники.
При этом ожидать развития сегмента IoT в промышленности можно только в более отдаленной перспективе, с 2018 г., когда на смену проприетарным АСУТП и MES будут приходить системы и сервисы промышленной автоматизации, построенные на принципах IoT.
В разрезе технологий сетевых подключений устройств IoT/M2M российский рынок имеет выраженную специфику. Так, в отличие от мирового, где, по данным Ericsson, из 4,6 млрд подключенных M2M-устройств лишь 9 % (0,4 млрд) имеют подключение через сотовую сеть, в структуре подключенных устройств в России на технологию сотовой связи приходится значительно более высокая доля, причем в большей части устройств с сотовым подключением используется технология GPRS и передача данных в формате СМС, а также модемы поверх беспроводного голосового канала.
Одним из следствий такой структуры WAN-подключений устройств распределенных систем телеметрии в России, где преобладает подключение через технологически устаревшие сети сотовой связи, в сочетании с отсутствием в России Wi-Fi-сетей операторского класса, является невозможность ни для разработчика решения, ни для провайдера услуг связи предоставить пользователю телеметрической системы SLA по ее доступности, безопасности и другим ключевым качественным характеристикам. Так например, в системах охранной и пожарной сигнализации наряду с обязательным проводным подключением имеются, как правило, два модуля SIM, куда устанавливаются SIM-карты разных операторов сетей сотовой связи. Но даже это не позволяет провайдеру сервиса пультовой (телеметрической) охраны предоставить своим клиентам SLA хотя бы по уровню доступности системы.
В значительной степени именно поэтому все развернутые в настоящий момент в России распределенные системы реализуют лишь функцию мониторинга (телеметрии), причем без компоненты анализа данных в режиме реального времени, и не реализуют функцию управления. Таковая пока реализована только в изолированных проприетарных системах АСУТП и BMS (Building Management Systems), не имеющих выхода во внешнюю (публичную) сеть. Причем это управление осуществляется преимущественно вручную персоналом диспетчерской службы и не является оптимизационным.
Это, в свою очередь, определяет относительно невысокий экономический эффект от внедрения/использования таких систем, в сочетании с высокими затратами на внедрение.
Тем не менее качественные изменения российского рынка распределенных систем телеметрии неизбежны. Но экономическая ситуация будет способствовать ускоренному переходу разработчиков систем телеметрии и провайдеров услуг от проприетарных систем на использование промышленных IoT-платформ, что, в свою очередь, будет способствовать росту количества подключенных устройств IoT/M2M в России.
Прогноз по объему и динамике рынка распределенных систем и сервисов телеметрии в России на период до 2018 г. в количественном выражении (подключенные устройства) (см. рисунок) указывает на устойчивый рост объемов, несмотря на кризисные явления в экономике. При этом доля устройств, подключенных в промышленные IoT-платформы, превысит в 2020 г. 50% от общего количества устройств в распределенных системах телеметрии. Более того, можно ожидать, что уже в 2018 г. появятся первые реализации функций телеуправления с использованием соответствующего функционала промышленных IoT-платформ.
В части анализа качественных изменений рынка следует отметить, что именно под влиянием кризисных явлений в российской экономике в уже обозримой перспективе можно будет говорить о формировании полноценных экосистем IoT, включающих в себя следующие базовые компоненты:
— cенсоры и исполнительные устройства, имеющие подключение в публичную сеть Интернет и способные взаимодействовать с различными специализированными облачными сервисами IoT;
— открытые аналитические платформы IoT и специализированные сервисы IoT на их основе;
— библиотеки открытых API, позволяющих интегрировать специализированные сервисы IoT с другими облачными сервисами.
* Основной задачей исследования стала оценка перспектив трансформации распределенных систем телеметрии в системы промышленного Интернета вещей (Industrial Internet of Things, IIoT).
Проникновение и масштаб исследуемых систем оценены в количестве подключенных проводных и беспроводных устройств межмашинных коммуникаций (M2M), автоматически, без участия или с минимальным участием человека генерирующих и передающих в системы телеметрии и телеуправления данные и исполняющие команды этих систем. Устройства, данные от которых обрабатываются локально, не учитывались.