Компания IDC подвела итоги мирового рынка планшетов в четвертом квартале (4Q20) по 2020 г. в целом. Квартальный объем поставок достиг 52.2млн штук., что соответствует невероятному для этого сегмента росту — на 19.5%. Таких цифр рынок не показывал с 4-го квартала 2017 г., когда было продано 49.9 млн планшетов.
Однако в IDC полагают, что в долгосрочной перспективе рост рынка прекратится, так как слишком сильна конкуренция со стороны ноутбуков и смартфонов.
Первая пятёрка вендоров
Компания Apple снова возглавила список в первой пятёрке, увеличив поставки в период 4Q20 на 19.5% в годовом выражении и завоевав 36.5% всего рынка (см. табл. 1). В последние два квартала года компания выпустила новинки — iPad 10.2″ и iPad Air 10.9«, что и подстегнуло продажи в предпраздничном четвёртом квартале. И поскольку пандемия продолжалась и «удалёнка» оставалась основным видом обучения, за квартал в этот сегмент прошло несколько крупных отгрузок iPad’ов.
Компания Samsung сохранила свое второе место, показав годовой рост на целых 44.9%. За квартал компания поставила 10.1 млн планшетов, за весь 2020 г. — 31.3 млн штук (см. табл. 2). Samsung — по-прежнему крупнейший поставщик Android-планшетов категории slate, здесь у неё есть такие популярные модели как Galaxy Tab A и Galaxy Tab S6 Lite. А активное стремление компании сделать Android-планшеты более производительными в detachable форм-факторе помогло бренду стать ведущим среди Android-вендоров.
Третье место сохранила компания Lenovo, которая в период 4Q20 добилась роста в невероятные 120.6% в годовом выражении! Большая часть товарного предложения компании — это простые slate-планшеты; однако появились и detachable-модели, в частности Chromebook Duet, увеличившая поставки в этом классе на 2.5 п. п. Главные рынки Lenovo по части планшетов — это Западная Европа и Азиатско-Тихоокеанский регион (кроме Японии).
Далее в четвёртом квартале следует Amazon.com , которая увеличила свои поставки планшетов на 7.6%. Для неё основным рынком являются США и в меньшей степени — Западная Европа. Компания выпускает относительно недорогие планшеты, в пандемию также росла популярность линейки планшетов для детей Fire Kids.
Замыкает пятёрку компания Huawei, у которой в последний квартал года поставки планшетов упали на 25.7%, что связано с санкциями США относительно неё. Компанию спасает лишь уверенное присутствие на планшетном рынке Китая.
Таблица 1. Топ-5 компаний на мировом рынке планшетов в период 4Q20 (поставки в млн штук)
Вендор |
Поставки в 4Q20 |
Доля рынка в 4Q20 |
Поставки в 4Q19 |
Доля рынка в 4Q19 |
Годовая динамика |
|
|
|
1. Apple |
19.0 |
36.5% |
15.9 |
36.5% |
19.5% |
|
|
|
2. Samsung |
10.1 |
19.4% |
7.0 |
16.0% |
44.9% |
|
|
|
3. Lenovo |
5.6 |
10.7% |
2.5 |
5.8% |
120.6% |
|
|
|
4. Amazon.com |
3.6 |
6.8% |
3.3 |
7.6% |
7.6% |
|
|
|
5. Huawei |
3.3 |
6.3% |
4.4 |
10.1% |
-25.7% |
|
|
|
Прочие |
10.6 |
20.4% |
10.5 |
24.1% |
1.3% |
|
|
|
Всего |
52.2 |
100.0% |
43.6 |
100.0% |
19.5% |
|
|
|
Источник: IDC, февраль 2021г.
За год в целом рынок планшетов также показал хороший рост, и Apple лидирует с очень весомым отрывом (табл. 2). Lenovo по году переместилась на четветую позицю.
Таблица 2. Топ-5 компаний на мировом рынке планшетов в 2020 г. (поставки в млн штук)
Вендор |
Поставки в 2020 г. |
Доля рынка в 2020 г. |
Поставки в 2019 г. |
Доля рынка в 2019 г. |
Годовая динамика |
1. Apple |
53.2 |
32.5% |
49.9 |
34.6% |
6.7% |
2. Samsung |
31.3 |
19.1% |
21.7 |
15.0% |
44.4% |
3. Huawei |
16.0 |
9.8% |
14.8 |
10.2% |
8.5% |
4. Lenovo |
14.1 |
8.6% |
8.5 |
5.9% |
66.4% |
5. Amazon.com |
14.0 |
8.5% |
13.0 |
9.0% |
7.5% |
Прочие |
35.5 |
21.6% |
36.7 |
25.4% |
-3.2% |
Всего |
164.1 |
100.0% |
144.5 |
100.0% |
13.6% |
Источник: IDC, февраль 2021г.
Аналитики также отмечают, что по сравнению с предыдущим кварталом стало продаваться больше detachable-моделей (см. рисунок). Они дают пользователю и большую гибкость, и большую продуктивность, и работать с ним проще, так что модели этой категории часто напрямую конкурируют с ноутбуками.
В четвёртом квартале поставки detachable-планшетов выросли на 27.9%, чему, в том числе, способствовал выход на рынок подобных новых моделей от Microsoft и Apple. Кроме того, такие модели активно покупали вместо ноутбуков, которые поступали на рынок с задержками. Но и поставки обычных плоских (slate) планшетов увеличились за квартал на 13.7% — потребители охотно брали их для фильмов, игр и прочих развлечений.
Годовая динамика продаж ноутбуков и планшетов разных классов
Источник: IDC, 2021 г.
Обозначения: светло-голубой ноутбуки, оранжевый — slate-модели, тёмно-синий — detachable-модели