Аналитический центр холдинга GS Group подготовил отчет об импорте мобильных телефонов в Россию в 4-м квартале 2020 г. и за год в целом.
· В 4-м квартале поставки упали на 27 % (4 кв. 2020 г. к 4 кв. 2019 г.) — до 11,7 млн штук. Это оказало негативное влияние и на итоги 2020 г. в целом. За год в Россию ввезли 43,3 млн мобильных телефонов, импорт снизился на 10% (2020 г. к 2019 г.). В результате прогноз аналитиков GS Group, сделанный по итогам 9 месяцев года, по которому ожидался небольшой рост рынка по итогам года, не оправдался.
· Смартфоны с расчетной ценой от 8 000 руб. составили на полках магазинов 67 % от всего объема (29,1 млн штук).
· Средний сегмент (смартфоны от 8 до 26 ты. Руб.) сократился на 2,7 млн штук, а верхний сегмент (от 26 тыс. руб.) вырос на 2,3 млн штук. В 2019 г. была обратная ситуация. Но именно средний сегмент — наиболее крупный (60 % рынка смартфонов от 2 000 руб.), его спад произошел в основном из-за сокращения объемов Huawei на 2,7 млн штук. Рост верхнего сегмента обеспечен ростом импорта дорогих смартфонов от Samsung на 1,2 млн штук, Xiaomi — на 0,9 млн штук и Apple — на 0,6 млн штук.
· Объем 3-й группы (смартфоны от 2 до 8 тыс. руб.) за 2020 г. сократился на 30 % — до 5,4 млн штук (или 3,7 млн штук без Huawei и Samsung). Бренд Huawei составил четверть группы, остальные бренды сокращают свои поставки. Помимо переключения пользователей на дорогие смартфоны, против дешевых устройств играет дефицит компонентов и проблемы в логистике. Поэтому в 2021 г. их поставки, вероятно, не превысят 2,5 млн штук.
· Импорт кнопочных мобильных телефонов по итогам 2020 г. упал на 21 % (2020 г. к 2019 г.) — с 11 до 8,7 млн штук. Лидеры сегмента: российские Maxvi, Texet и BQ (Bright&Quick) и китайский Itel, следом идут Nokia и Inoi. Спрос на кнопочные телефоны все еще есть и по большей части со стороны тех, у кого уже есть полноценный смартфон, поэтому в 2021 г. их поставки не упадут ниже 5-6 млн штук.
· Оборот российского рынка смартфонов в деньгах за 2020 г. составил 891 млрд руб. Расходы на смартфоны в России выросли на 12%, однако этот рост целиком обязан росту курса валют. Суммарная доля топ-4 (Samsung, Apple, Huawei и Xiaomi) по выручке составила 92,6%, при этом Apple вырвалась вперед с долей по выручке 39 %, за ней следует Samsung с долей 28%. Доля российских брендов на всем рынке мобильных телефонов, включая кнопочные, упала до 16% по количеству и до 1,3% по выручке.
Конъюнктура рынка по вендорам выглядит следующим образом
· Первая четверка производителей смартфонов — Samsung, Huawei, Xiaomi и Apple — занимает по итогам года 82,6% (или 66% с учетом кнопочных мобильных телефонов), их объем составил 28,4 млн штук, это меньше уровня 2019 г. на 2%. На прочие бренды приходится 17,4%, из них 10,6% в группе от 2 до 8 тыс. руб. (3,7 млн штук за 2020 г .) и 6,8% в группе от 8 тыс. руб. (2,4 млн штук). В целом за 2020 г. российский рынок смартфонов (от 2 000 руб.) сократился, как и мировой, на 7 % — с 37,4 до 34,6 млн штук.
· За 2020 г. доля Samsung поднялась до 31,8%, поставки выросли на 7% и превысили 11 млн штук, это максимальный годовой объем смартфонов, ввезенный в Россию под одним брендом. Доля России в мировых поставках Samsung выросла с 3,5 до 4,3%. Производство Samsung в Индии не вернулось к прежним объемам: в 2020 г. 64 % устройств Samsung привез в Россию из Вьетнама, 21% из Китая и только 14% из Индии (в 2019 г. половина смартфонов Samsung для России была собрана в Индии). У Samsung прочные позиции в среднем сегменте (от 8 до 26 тысяч рублей) — 7,9 млн штук. Компания активно наращивает объемы в верхнем сегменте: поставки в 6-й группе (от 26 до 60 тысяч рублей) выросли за 2020 год с 0,8 до 2,2 млн штук.
· Импорт смартфонов под брендами Huawei и Honor за 2020 г. составил всего 7,7 млн штук (падение на 26%). Доля компании сократилась с 28 до 22,3%. Huawei начал отставать еще в 3-м квартале 2020 года, его обошли Samsung и Xiaomi, а в 4-м квартале уже и Apple. Из всех сегментов Huawei вырос только в 3-й группе (от 2 до 8 тысяч рублей) — с 0,8 до 1,3 млн штук. Доля России в глобальных поставках Huawei снизилась с 4,4 до 4,1%.
· Поставки Xiaomi достигли пика в 2020 г. — 5,9 млн штук (рост на 20%), это самый высокий темп роста среди лидеров. Будущее Xiaomi зависит от того, какой сценарий действий изберут против нее власти США: мягкий (ограничение рынка сбыта в США и ЕС) или жесткий (запрет на поставку компонентов). Доля России в глобальных поставках Xiaomi стабильна — 3,9%.
· За 2020 г. Apple импортировала в Россию 4 млн iPhone (рост на 17%), в результате доля компании выросла с 9,1 % до 11,4 %. В 4-м квартале 2020 года Apple сделала в России рывок: 1,5 млн штук, последний раз такой объем Apple ввозила в Россию в конце 2017 г. В отличие от других лидеров, Россия занимает менее 2% в мировых поставках Apple. Объем 4 млн штук — это потолок для Apple в России, как и в целом размер премиального сегмента.
· Следом за четверкой лидеров идет китайский холдинг BBK Electronics, бренды которого (Oppo, Vivo и Realme) входят сегодня в число мировых лидеров, а их суммарная доля на глобальном рынке приближается к 20 %. В России BBK Electronics занимает 4,2% в поставках смартфонов от 2 000 рублей, поставки трех брендов в Россию выросли в 2020 году на 25 % (с 1,16 до 1,45 млн штук). BBK Electronics вполне может занять в России нишу Huawei, как уже сделала это в Китае.