Носимые устройства-компаньоны, т. е. способные соединяться по Bluetooth со смартфоном, аналитики Canalys подразделяют на две крупные категории: умные наголовные («умные» в том смысле, что посредством Bluetooth-соединения со смартфоном обеспечивают голосовую коммуникацию пользователя с базирующимися в облаке умными цифровыми помощниками вроде Сири, Алексы или Алисы) и наручные.

К первым относятся беспроводные гарнитуры с огольвьем (wireless headphones), беспроводные гарнитуры-вкладыши (wireless earphones), а также «подлинно беспроводные» гарнитуры без соединяющего вкладыши провода (true wireless audio, TWS). Ко вторым — фитнес-браслеты и электронные часы с базовой функциональностью (basic band и basic watch соответственно), а также умные часы (smartwatch) с достаточно мощной аппаратной платформой и развитым набором возможностей.

Так вот, наголовных гаджетов за 2020 г. в мире было поставлено 432 млн единиц, на 20% больше, чем годом ранее, а наручных — 185 млн, на 10% больше. Аналитики связывают рост популярности подобных устройств с усилением обеспокоенности людей в отношении состояния собственного здоровья за время пандемии, а также с более активным обращением всё большего числа потребителей к спортивным занятиям (пусть даже в пределах собственной квартиры), что, в свою очередь, также спровоцировали глобальный локдаун и последовавшие ограничительные меры. Этот вывод подтверждается очевидным превалированием TWS и умных часов — устройств не самых дешёвых — в соответствующих категориях по количеству отгрузок в канал.

Мировые поставки двух категорий носимых гаджетов-компаньонов в 2019 и 2020 гг., млн шт.

Примечание: Слева — умные наголовные (снизу вверх в каждом столбце: TWS, wireless earphones, wireless headphones), справа — наручные (снизу вверх в каждом столбце: smartwatch, basic watch, basic band). Приведены также показатели роста по категориям год к году в %.

Источник: Canalys, март 2021 г.

На сузившемся вследствие падения покупательной способности рынке интерес к носимым гаджетам-компаньонам оказался настолько сильным, что привёл, по свидетельству Canalys, к резкому расширению их ассортимента и падению среднерыночных цен. В отличие от многих других ИТ-устройств, подобные гаджеты не требуют для своего изготовления большого количества дефицитных компонентов, что облегчило экстренное наращивание их производства.

В 2021 г. Canalys ожидает дальнейшего роста поставок в сегменте умных наголовных устройств на 15,6%, до 500 млн единиц, а наручных — на 10,2%, до 204 млн.

Объемы поставок обеих групп гаджетов приведены в таблицах 1 и 2

Таблица 1. Поставки умных наголовных устройств-компаньонов в 2019 и 2020 гг. по вендорам

Вендор

Поставки в 2020 г., млн шт.

Доля рынка в 2020 г., %

Поставки в 2019 г., млн шт.

Доля рынка в 2019 г., %

Динамика объёмов поставок, %

Apple (включая Beats)

108,9

25,2

84,0

23,3

+29,6

Samsung (включая Harman)

38,3

8,9

37,1

10,3

+3,5

Xiaomi

25,4

5,9

13,9

3,8

+82,8

Sony

15,1

3,5

15,6

4,3

—3,1

Edifier

12,3

2,8

4,8

1,3

+158,1

Прочие

232,1

53,7

205,3

56,9

+13,1

Итого

432,1

100,0

360,6

100,0

+19,8

Источник: Canalys, март 2021 г.

Таблица. Поставки наручных устройств-компаньонов в 2019 и 2020 гг. по вендорам

Вендор

Поставки в 2020 г., млн шт.

Доля рынка в 2020 г., %

Поставки в 2019 г., млн шт.

Доля рынка в 2019 г., %

Динамика объёмов поставок, %

Xiaomi

37,7

20,3

35,6

21,2

+5,7

Apple

35,2

19,0

27,3

16,2

+29,0

Huawei (включая Honor)

32,2

17,4

22,0

13,0

+46,6

Fitbit

13,4

7,2

16,0

9,5

—16,3

Samsung

9,6

5,2

9,7

5,8

—1,0

Прочие

57,1

30,8

57,8

34,3

—1,3

Итого

185,1

100,0

168,4

100,0

+9,9

Источник: Canalys, март 2021 г.