Мировой рынок ноутбуков продолжает расти на фоне пандемии коронавируса. По данным компании Strategy Analytics, в первом квартале 2021 г. в мире было продано 68,2 млн ноутбуков, что на 81% больше, чем в первом квартале прошлого года (37,8 млн штук).
Аналитики отмечают, что спрос на ноутбуки остается высоким, поскольку многие продолжают работать и учиться удаленно из-за пандемии и нуждаются в новых устройствах. При этом мировой дефицит чипов, который привел к дефициту различных устройств и росту цен, на рынок ноутбуков пока не повлиял.
Для коммерческого сектора основными драйверами роста в первом квартале были спрос на технику для работы из дома и подошедший цикл апгрейда ноутбуков, а факторами развития в потребительском сегменте стали потребности в ноутбуках для дистанционной учёбы и игр из дома. Всё это происходит на фоне известной нехватки комплектующих и говорит о том, что накопившийся спрос на ПК продолжается и 2021 г. Аналитики отмечают, что в образовательном сегменте на развитых рынках по-прежнему превалировали хромбуки. В сегменте СМБ ситуация для хромбуков также была благоприятная, при этом увеличилась доля поставок систем на OS, в штуках — с 2.9 до 5.7 млн штук. В итоге Q1 2021, по мнению аналитиков, стал наилучшим за многие последние годы первым кварталом года. Необычайно высокому показателю годового роста способствовала и откровенно плохой первый квартал 2020 г.
Среди производителей на рынке лидирует компания Lenovo, на долю которой в первом квартале пришлось 23,9% продаж (16,3 млн устройств). В топ-5 также вошли HP (22,6%, 15,4 млн ноутбуков), Dell (14,6%, 10 млн устройств), Apple (8,4%, 5,7 млн устройств) и Acer (7,2%, 4,9 млн устройств) (см. таблицу). В общей сложности пять крупнейших производителей заняли 76,8% мирового рынка ноутбуков.
Поставки ноутбуков в мире по вендорам в Q1’21/ Q1’20 (в млн шт.)
Напомним, в августе прошлого года японская компания Toshiba сообщила об окончательном уходе с рынка ноутбуков и прекращении выпуска портативных компьютеров под своим брендом. Уход Toshiba с рынка ноутбуков связан с продажей подразделения, занимавшегося их выпуском, компании Sharp. В 2018 году Sharp получила 80,1% в этом бизнесе Toshiba, а в конце июня 2020 г. стороны инициировали сделку по передаче Sharp оставшихся 19,9% Toshiba Client Solutions. При этом с европейского рынка ПК Toshiba ушла еще в 2016 г.
Весной 2019 г. Sharp переименовала подразделение Toshiba Client Solutions и начала выпуск устройств под брендом Dynabook, который Toshiba ранее развивала преимущественно в Японии. Теперь Sharp продвигает этот бренд во всех регионах своего присутствия — под ним будут выпускаться различные устройства, включая и ноутбуки. Toshiba же больше не будет заниматься разработкой ноутбуков, а все линейки ее мобильных ПК, включая Satellite и Portege, прекратят существование.