Компания J’son & Partners представила оценки российского рынка офисного ПО*
Размер и структура рынка
Общий объем российского рынка офисного ПО в 2020 г. составил 38,8 млрд. руб., где большая доля приходится на коммерческий сектор (26,2 млрд. руб.), на втором месте государственный сектор (9,9 млрд. руб.). С учетом уровня распространенности альтернативных решений потенциальная емкость рынка может, по оценкам экспертов агентства, достигать 309,5 млрд. руб.
Пользователей офисного ПО на российском рынке можно разделить на три сегмента: потребители-физические лица, коммерческие организации (крупные, средние и малые) и государственные организации (ФОИВы, РОИВы, ОМСУ и компании с государственным участием). В исследовании охвачены все три сегмента, произведена оценка и перспективы развития по каждому из них.
Объем рынка офисного ПО в сегменте государственных организаций составляет 9,9 млрд. руб. Коммерческие лицензии офисного ПО регулярно приобретают и обновляют 11,5% государственных организаций, 88,5% пользуются альтернативными вариантами. Таким образом, потенциальная емкость этого сегмента рынка может составлять до 82,1 млрд. руб.
По оценкам аналитиков, объем рынка в сегменте коммерческих организаций составляет 26,2 млрд. руб., а потенциальная емкость этого сегмента может доходить до 94,2 млрд руб. Большую часть занимают крупные компании, их доля составляет 84,6%. В среднем крупные компании приобретают 600 лицензий на компанию, средние компании — 80 лицензий, мелкие компании — 10 лицензий.
Рынок B2C является активным потребителем офисных пакетов. Общий объем рынка офисного ПО в сегменте физических лиц на сегодняшний день составляет 2,7 млрд. руб., при этом в среднем пользователи тратят на покупку лицензии 3 000 руб. Однако следует отметить, что этот сегмент имеет высокий потенциал для развития. Согласно исследованию ESET, всего 2% физических лиц — пользователей ПО — платят за лицензии. 91% — не обновляют ПО, используют устаревшие неподдерживаемые версии, а также нелицензионные версии ПО. 7% пользуются либо свободным ПО, либо облачными сервисами, которые доступны у ряда производителей для личного пользования бесплатно. Таким образом, потенциальную емкость сегмента физических лиц можно оценить в 133,2 млрд. руб.
Подавляющую часть (77,5% ) российского рынка офисного ПО в 2020 г. занимали продукты зарубежных вендоров (Microsoft Office, Hancom Office, WPS Office и т. д.), 15,5% приходится на свободное ПО (LibreOffice и OpenOffice), 7% — на российское ПО («МойОфис» от Новых Облачных Технологий, решения «Р7-Офис» от Р7).
Основные тенденции, драйверы и барьеры
1. Увеличение спроса на компьютеры и ноутбуки и последующий рост спроса на офисное ПО
2. Ужесточение условий использования продуктов зарубежными производителями
3. Повышение бизнес-рисков использования зарубежного ПО и рост его стоимости из-за санкций
4. Требования государственных и коммерческих организаций по наличию контроля над хранением данных
5. Активные действия государства по поддержке отечественных производителей и импортозамещению
a. Введение требований по обязательной предварительной установке российского ПО
b. Государственные меры по поддержке внедрения российского ПО
c. Активная реализация программы перехода госсектора на отечественное ПО
d. Контроль и предотвращение ИТ-закупок иностранного ПО регуляторами
6. Поддержка развития открытого ПО (open-source) со стороны государства
7. Рост лояльности физических лиц к российским программным продуктам
8. Рост интереса к российскому ПО со стороны коммерческого сектора
9. Привычки пользователей.
Прогнозы развития рынка на период 2021 — 2026 гг.
Наблюдаемые тенденции ведут к постепенному увеличению доли отечественного офисного ПО и изменению структуры рынка. Если в 2020 году доля зарубежного ПО составляла 77,5% рынка, то по прогнозам к 2026 году его доля снизится до 30%. Принимая во внимание динамику спроса, госрегулирования и динамику развития игроков рынка, отечественные производители офисного ПО имеют возможность занять до 40% рынка, причем с учетом того, что на 2020 год этот сегмент был распределен между двумя ключевыми игроками — решениями «Р7-Офис» и «МойОфис», к 2026 году у них есть высокие шансы разделить сегмент в равных долях. (Рис. 1)
Наличие высокого потенциала для перераспределения рынка подтверждает также и зарубежный опыт. Cтраны, которые располагают локальной альтернативой Microsoft — Китай, Южная Корея — показывают существенно больший процент проникновения локального ПО (от 30 до 85%). Open-Source ПО будет занимать лидирующее положение, как и в мировой практике.
Несмотря на высокую насыщенность, рынок продолжает умеренно расти: по оценкам J’son & Partners Consulting среднегодовой темп роста (CARP 2021-2026 гг) составит 6-9%.
Основными драйверами станут активные действия государства по поддержке отечественных производителей, импортозамещению и легализации использования программного обеспечения, поддержка развития открытого ПО со стороны государства, усиление требований государственных и коммерческих организаций по наличию контроля над хранением данных, рост лояльности потребителей к российскому ПО, а также повышение бизнес-рисков использования зарубежного ПО и рост его стоимости из-за санкций. Комбинация замещения иностранных решений отечественным ПО с предоставлением решений и услуг, повышающих стоимость основного продукта, (например, встроенный ВКС, дополнительное дисковое пространство и т.д.) сможет дать производителям расширенные перспективы для роста.
*Методология исследования
Под офисным программным обеспечением (офисным пакетом) понимается комплекс программных продуктов, в первую очередь предназначенных для обработки электронной документации на ПК с возможностью совместной работы. В состав рынка не включены антивирусное ПО, мессенджеры, узкоспециализированные офисные решения, такие как календари, системы управления задачами и проектами, приложения по обработке изображений и т.п. обработки электронной документации на ПК с возможностью совместной работы. В состав рынка не включены антивирусное ПО, мессенджеры, узкоспециализированные офисные решения, такие как календари, системы управления задачами и проектами, приложения по обработке изображений и т. п.
Под объемом рынка понимаются расходы пользователей на приобретение коммерческих лицензий офисного ПО. Потенциальная емкость рынка включает в себя, помимо пользователей, приобретающих коммерческое лицензионное ПО, также пользователей, пользующихся альтернативными возможностями: cвободным ПО (open-source), условно-бесплатными сервисами (в т. ч. freemium), необновляемым и устаревшим ПО, а также нелицензионным ПО.