По данным аналитической компании Canalys, в период Q3 2021 в Западной Европе рынок ПК (десктопов, ноутбуков и рабочих станций) показал рекордный рост на 21% в годовом выражении и составил 16.3 млн штук.

В связи с неопределенностью по поводу пандемии в регионе продолжался повышенный спрос на ПК. И поскольку проблемы с поставками продлятся и в течение 2022 г., аналитики Canalys ожидают, что спрос на ПК в регионе продолжится.

Компания HP, три квартала подряд занимавшая второе место, в третьем квартале вернула себе позицию лидера с долей рынка 27%. Lenovo, занявшая четверть рынка, стала второй. Далее следуют Dell, Apple и Acer с долями 14, 12 и 8% соответственно (см. таблицу).

Рынок ПК (рабочих станций, десктопов и ноутбуков) в Зап. Европе в период Q3 2021

Вендор

Поставки в Q3 2021 (тыс. штук)

Доля рынка в Q3 2021 (%)

Поставки в Q3 2020
(тыс. штук)

Доля рынка в Q3 2020 (%)

Годовая динамика

HP

4,350

27%

3,499

26%

+24%

Lenovo

4,059

25%

3,325

25%

+22%

Dell

2,305

14%

1,606

12%

+43%

Apple

1,928

12%

1,520

11%

+27%

Acer

1,271

8%

1,262

9%

+1%

Прочие

2,391

14%

2,295

17%

+4%

Всего

16,304

100.0%

13,507

100.0%

+21%


Источник: Canalys, ноябрь 2021г.

Согласно Canalys, рынок ПК в Западной Европе растёт последние шесть кварталов подряд. Это отражает непрерывный спрос на данную продукцию, что привлекательно для всех вендоров, работающих на этом рынке. Причем отмечается явный перевес доли корпоративных поставок — этот сегмент вырос на 31%, тогда как консьюмерский сегмент — лишь на 11%.

Аналитики ожидают, что рост спроса на ПК для предприятий продлится до 2023 г. В Западной Европе спрос на коммерческие ПК больше, чем в других регионах, и не только в связи необходимостью удалённой работы, но и и в связи с необходимостью выполнения норм ESG. А поставки потребительских ПК будут снижаться в связи с приближением к насыщению этого рынка, да и до истечения срока жизни купленных ПК ещё далеко.

Два ведущих вендора — HP и Lenovo — заняли примерно равные доли западноевропейского рынка 27% и 25% соответственно. HP вернула себе лидерство на рынке Западной Европы, отгрузив за квартал м4.3 млн ПК. Начиная с Q1 2021, компания HP отдавала приоритет поставкам в своё крупнейшем рынке — Северной Америке, теряя при этом долю рынка в Европе. Однако в третьем квартале HP усилила активность в Западной Европе, и поставки увеличились на 24%, хотя при этом отгрузки ПК компании на глобальном рынке упали на 6%. Результаты Lenovo в Европе тоже впечатляют — поставки подскочили на 22%, ещё совсем немного, и компания заняла бы первое место. У Acer годовая динамика составила лишь 1%, что связано с падением в сегменте хромбуков, где ранее у компании была наибольшая доля. Падение вызвано тем, что спрос на хромбуки практически близок к насыщению, хотя год назад, в Q3 2020 их поставки были феноменальными.

Планшеты

Поставки планшетов в Западной Европе упали на 20% и составили 6.9 млн штук. В период Q3 2020 было продано экстраординарное количество планшетов, которые тогда закрыли проблему нехватки ПК. Теперь же идёт коррекция в сторону снижения, так как первичная пользовательская база сложилась и насытилась. Несмотря на общее снижение отгрузки планшетов Apple за год увеличились на 33% и достигли 3.1 млн штук, что составило 45% всего планшетного рынка в регионе, тогда как поставки остальных брендов первой пятёрки рынка показали двузначное снижение (см. рисунок).

Динамика поставок планшетов в Западной Европе

Примечание: Продажи в млн. штук, годовая динамика Q3’2021/Q3’2020 в %

Поскольку проблемы с поставками продлятся и в течение 2022 г., аналитики Canalys ожидают, что спрос на ПК в регионе продолжится и в следующем году.