По данным аналитической компании ITResеarch, в 3-м квартале 2021 г. в России было реализовано в общей сложности около 2,145 млн ПК — десктопов и ноутбуков. Это на 6% меньше, чем годом ранее.

Десктопы

Настольных ПК было продано 890 тыс. шт. — это на 6,3% хуже, чем в 3-м квартале 2020 г.

В целом же с начала 2021 года десктопы в небольшом плюсе — рост на 1%.

При этом подсегмент компьютеров-моноблоков за указанный период показал рост на 13%, что стало неожиданностью — этот товарный кластер в большей степени подвержен влиянию дефицита, чем компоненты для обычных системных блоков. Возможно, по этой причине российские поставщики отчаянно скупали все моноблоки, которые могли достать, и в результате показатели даже выросли.

Важным фактором для рынка стали законодательные изменения, запретившие, согласно закону 44-ФЗ, поставлять иностранные продукты в госсектор. Исходя из нормальной логики, следовало бы предположить снижение доли импортеров, так как госсектор занимает не менее 30% сбыта компьютеров. (Здесь не только сфера госуправления, но и госкомпании, а это как минимум значительная часть отрасли ТЭК.)

Но конкретно в третьем квартале по данным конечных отгрузок этого еще заметно не было. Во-первых, не все заказчики сумели перегруппироваться под новые законы — многие просто предпочли отложить закупки на более поздний срок. Во-вторых, импортные ПК, завезенные под планировавшиеся поставки в госструктуры ранее, просто пошли на открытый рынок. С учетом общего дефицита и недопоставок в компьютерной сфере эта продукция успешно разошлась в канале.

В результате общий вклад импорта на рынке настольных ПК пока остался приблизительно на обычном уровне в районе 27% в натуральном выражении. Хотя в дальнейшем влияние регулятора (Минпромторга РФ), конечно, проявится более явно.

Лидерство по продажам сохранила за собой HP, хотя ее отрыв от конкурентов сократился. В лидирующую тройку также вошли компании Lenovo и Acer. Суммарно тройка лидеров продала около 21% настольных ПК.

В целом начала подрастать и доля малых компаний и самостоятельной сборки. В розничном сегменте продолжается рост интереса к продвинутым конфигурациям для игр и «тяжелых» приложений уровня «создания контента». А в этой сфере типовой ассортимент готовых системных блоков ПК из сетевых магазинов не всегда удовлетворяет потребителя.

Ноутбуки

За третий квартал, по данным аналитической компании ITResearch, в России было продано 1254 тыс. мобильных ПК, что на 5,6% меньше, чем годом ранее. При этом не следует забывать, что сравнение в данном случае идет с прошлогодним периодом настоящего бума в сбыте ноутбуков из-за «удаленки».

Ценовой рост на ноутбуки, который фиксируется в сегменте в настоящий момент, стартует в большей мере с октября, и на результаты третьего квартала еще существенного влияния не оказывал.

В целом ноутбуки оказались сектором, наиболее подверженным дефициту. Говорить о каких-либо изменениях в технологической структуре сбыта ноутбуков, таким образом, не имеет смысла — потребитель скупал любой товар, который есть в продаже. А продавалось то, что было завезено.

Такая ситуация повлияла и на доли вендоров. Лидерство сохранила за собой HP, чья политика по поддержке больших складов у российских дистрибьюторов явно себя оправдала. Также в лидирующую тройку привычно вошли Lenovo и Acer. Суммарно эти три компании реализовали почти 57% всех ноутбуков в России.

Вместе с тем концентрация рынка мобильных ПК снижается за счет увеличения общего вклада российских компаний. Последние, в особенности ICL и Aquarius, значимо нарастили отгрузки ноутбуков для сферы образования.