Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского ИТ-рынка в 2007 г.
Компьютеры и комплектующие
Компьютеры. Общий объем рынка компьютеров – настольных ПК с учетом «самосбора», ноутбуков и серверов стандартной архитектуры (x86) в 2007 г. составил чуть более 9400 тыс. шт. Около 71% продаж компьютеров в натуральном выражении приходится на настольные ПК, более 27% – на ноутбуки, примерно 1,8% – на серверы. По сравнению с 2006-м годом объем поставок десктопов увеличился на 9,5%**. На рынке серверов рост составил 35,3%, а ноутбуков было продано на 63,9% больше, чем в 2006 г.
В лидирующую группу компаний на рынке настольных ПК по итогам 2007 г. входят* Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, Kraftway и K-Systems. При этом доля первой пятерки составила около 18% продаж настольных ПК в натуральном выражении.
В сегменте ноутбуков в пятерку лидеров вошли* Acer, Asustek, Rover Computers, Samsung и Toshiba, на их долю приходится 74,8% всех продаж.
В сегменте серверов первые пять производителей этого класса техники* – Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway – контролируют 72,7% продаж в натуральном выражении.
Следует отметить, что во всех сегментах наблюдается процесс увеличения суммарных долей лидирующих производителей.
Дисковые накопители. В 2007 г. на российском рынке было продано чуть более 9 млн шт. HDD производства компаний* Hitachi, Samsung, Seagate (включая Maxtor) и Western Digital, что составляет примерно 97% этого сегмента. По отношению к показателям 2006 г. продажи выросли примерно на 18%, и при этом основной сегмент – 3,5-дюйм PATA- и SATA-диски для ПК – росли медленнее рынка и составили "всего" 92% проданных устройств. Около 3% приходится на диски для рабочих станций и серверов начального уровня, а остаток – на SCSI- и SAS-диски, а также мобильные и внешние устройства. Из основных трендов можно выделить быстрый рост поставок 500-Гб винчестеров для ПК, чья доля в течение года увеличилась почти до 12%. На недавнего лидера продаж – 80-Гб HDD – к концу прошлого года приходилось всего немногим более 8% рынка.
Устройства hardcopy
Принтеры и МФУ. В 2007 г. общие продажи принтеров и настольных МФУ увеличились до 5,3 млн шт., а в денежном выражении объем рынка приблизился к отметке в 1,1 млрд долл. При этом динамика развития рынка оказалась даже несколько лучше, чем в предыдущем году – в количественном выражении он вырос на 13% (в 2006 г. – 9,6%) при сохранении темпов роста в деньгах на уровне 12%. Второй год подряд общую положительную динамику рынка обеспечили МФУ, на долю которых пришлось около 45% устройств печати.
Всего лазерных и струйных МФУ было продано около 2,4 млн шт. (рост на 45%), причем по-прежнему между двумя технологиями сохраняется количественный паритет (что заметно отличает российский рынок от рынков других стран, в большинстве которых доминируют струйные устройства).
Спад на принтерном рынке, в 2007 г. составивший 4,3% в количественном выражении и около 1% – в денежном, целиком связан с уменьшением спроса на струйные принтеры, в то время как лазерных и матричных принтеров было продано больше, чем в 2006 г. В целом объем продаж принтеров в 2007 г. составил 2,9 млн шт. и 613 млн долл. В лазерном сегменте динамика количественного роста оказалась даже лучше, чем в 2006 г. – общий объем продаж монохромных и цветных устройств увеличился на 9,3% (против 5,8% в 2006 г.). Однако в денежном выражении темпы роста сократились с 8 до 5,1%.
Как и все последние годы, большая часть продаж принтеров и МФУ приходится на компании* Canon, Epson, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox.
Сканеры.
В 2007 г. снижение спроса на рынке планшетных сканеров продолжалось. Всего за год было продано немногим более 580 тыс. устройств на общую сумму 69 млн долл., что, соответственно, на 19 и на 8% меньше, чем в 2006 г. Как и в предшествующем году, спад затронул все ценовые сегменты рынка, кроме самого старшего, где представлены профессиональные графические устройства и планшетные сканеры, ориентированные на оцифровку многостраничных документов. Уменьшение потребности в традиционных сканерах вызвано растущей конкуренцией со стороны настольных МФУ. В офисной среде для операций сканирования все чаще используются лазерные многофункциональные устройства, а у домашних пользователей – струйные МФУ.
Тройку ведущих производителей рынка сканеров составили компании* Canon, Epson и Hewlett-Packard.
Копиры. В 2007 г. на российском рынке было продано около 230 тыс. копировальных устройств, что в денежном выражении составляет 300 млн долл. Более 93% рынка в деньгах пришлось на сегмент цифровых устройств. В штуках продажи цифровых и аналоговых копиров составляют 65 и 35% соответственно, в то время как в 2006 г. наблюдался паритет. По количеству проданных устройств в первую тройку входят* Canon, Kyocera и Xerox.
Факсы. В прошедшем году было продано почти 440 тыс. шт. автономных факсов на общую сумму около 88 млн долл., что соответствует росту в натуральном и денежном выражении почти на 30 и на 13% соответственно. Технологическая структура рынка почти не изменилась. Немного уменьшилась доля устройств, базирующихся на технологии термопечати и термосублимации, хотя они по-прежнему доминируют, и несколько выросла доля струйных факсов. Среди вендоров по-прежнему со значительным отрывом лидирует продукция Panasonic, также достаточно сильны позиции компании Brother. Стоит также отметить небольшой рост доли компании Samsung.
Расходные материалы. Объем продаж оригинальных картриджей для принтеров и настольных МФУ составил 23,6 млн шт. в натуральном выражении и 1033 млн долл. в денежном. По сравнению с 2006 г. рынок увеличился соответственно на 32 и 43%. Причем, впервые объем рынка преодолел планку 1 млрд долл.
Совместимых картриджей (имеются в виду струйные картриджи для принтеров Canon и Epson) было продано 6,8 млн шт.на сумму 30,8 млн долл.
Цифровые фотокамеры. На рынке цифровых фотокамер в 2007 г. было продано около 4,9 млн устройств (без учета "серых" поставок), что на 41% превышает показатель 2006 г. В денежном выражении объем рынка впервые преодолел отметку в 1 млрд долл. и составил 1,4 млрд долл. Технологическим лидером рынка стали 7-Мп устройства, отобравшие пальму первенства у 6-Мп камер.
По количеству проданных устройств в ведующую пятерку входят* Canon, Olympus, Panasonic, Samsung и Sony, на долю которых пришлось почти 75% всех продаж в натуральном исчислении вместо порядка 70% годом ранее.
Устройства визуализации
Мониторы. Объем российского рынка мониторов по итогам 2007 г. составил 8,08 млн шт. на сумму 2,18 млрд долл. Показатели предыдущего года были превышены на 12 и 11% соответственно.
ЭЛТ-мониторы фактически ушли с нашего рынка, составив к концу года практически неощутимые 0,1%. Самыми популярными пока остаются ЖК-мониторы с диагональю 17 дюймов – они занимают более 42% рынка. Продолжают активно расти продажи широкоформатных устройств (соотношение сторон 16:9) – их доля за год увеличилась более чем втрое. В 2007 г. лидером российского рынка оставалась компания Samsung, в ведущую группу входят также* Acer, BenQ, LG, NEC и ViewSonic. На долю лидирующей группы компаний пришлось почти 88% рынка.
Мультимедийные проекторы. Емкость рынка мультимедийных проекторов (MMP) в 2007 г. превысила 130 тыс. устройств, что на 48% больше, чем годом ранее. Стоит отметить, что сегмент MMP второй год подряд показывает рост на уровне 50%.
Из технологических тенденций отметим продолжающийся рост доли XGA-устройств, достигших по итогам года почти 60% в натуральном выражении, в то время как продажи проекторов с базовым разрешением SVGA снизились почти до 35%.
Доля DLP-устройств продолжает доминировать в продажах проекторного оборудования, но если год назад она составляла 62%, то по итогам 2007 г. снизилась до 57%.
В группу ведущих брендов*, показавших значительные объемы продаж, входят Acer, BenQ, Epson, NEC, Sanyo и Toshiba.
Плазменные панели и телевизоры. Рынок плазменных панелей и телевизоров в прошедшем году превысил 300 тыс. устройств и вплотную приблизился к своей потенциальной емкости. Прошедший год не привнес в сегмент новых рыночных тенденций и темпы его развития продолжают снижаться. Если год назад мы говорили о 50%-ном росте, то в 2007 г. рынок увеличился всего на 25%, в денежном отношении превысив отметку в 700 млн долл.
В технологическом плане продолжается доминирование панелей с диагональю 42 дюйма, кроме того, наметился структурный сдвиг в сторону 50 (55) дюймов – по итогам года они составили 17% продаж.
Доля устройств со встроенным тюнером за год увеличилась еще на 6% и достигла 96% в натуральном выражении. Устройства без тюнера, как и годом ранее, в основном присутствуют в диагоналях от 50 дюймов.
Безоговорочным лидером сегмента по итогам года стала марка Panasonic. В группу ведущих брендов входят компании* LG, Philips, Pioneer и Samsung.
Жидкокристаллические телевизоры. Российский рынок ЖК-телевизоров продолжает активно расти, по итогам 2007 г. продажи составили 2,7 млн устройств, показав почти 65% рост относительно 2006 г. В денежном выражении рынок почти достиг отметки в 3 млрд долл.
На телевизионном рынке продолжается структурный сдвиг в большие диагонали, и фаворитами прошлого года стали телевизоры с диагональю 32 дюйма, на долю которых пришлось более 30% продаж. Также значительная доля остается у бывших лидеров сегмента – 20-дюйм ТВ стандартного формата.
Главная технологическая тенденция здесь – значительное увеличение доли телевизоров Высокой Четкости (HD), в структуре продаж она превысила 70% и продолжает расти.
Лидером этого сегмента стала компания Samsung, в ведущую группу поставщиков ЖК-ТВ входят компании* LG, Philips, Sharp, Sony и Toshiba.
Цифровые видеокамеры. На рынке цифровых видеокамер было продано около 0,94 млн устройств на сумму 535 млн долл. 2007 г.*** т был характерен тем, что от кварталу к кварталу было заметно существенное уменьшение продаж видеокамер на кассетах miniDV и рост продаж DVD- и HDD-камер. Отметим, что хотя доля продаж камер с поддержкой HD пока невелика, она имеет уверенный восходящий тренд.
ИБП. На российском рынке ИБП в 2007 г. было продано около 3 млн устройств на сумму более 470 млн долл.. Показатели 2006 г. превышены на 19 и 18% соответственно. Самыми активно растущими оказались on-line-устройства малой (3-10 кВ·А) и высокой мощности (более 120 кВ·А), а также резервные ИБП.
Основными соперниками устройств производства APC на массовом рынке по-прежнему являются ИБП под торговыми марками* Ippon, Powercom и Powerman. Следует отметить, что первая из этих компаний практически сравнялась с APC по продажам в штучном исчислении, однако в денежных показателях доля APC еще недостижима для конкурентов, хотя и снизилась за последний год до уровня 50%. На рынке «тяжелых» решений наряду с APC ощутимы позиции компаний* Chloride, Eaton Powerware, GE DE, Emerson Network Power (Liebert), Neuhaus, Newave и Socomec UPS.
При перепечатке данного материала ссылка на «Бестселлеры IT-рынка» обязательна.
* Перечисление компаний дается в алфавитном порядке.
** В 2007 г. впервые анализ проводилсяпо новой методологии, учитывающей как готовые ПК, так и продукцию самосбора.
*** В отличие от рынка цифрового фото показатели продаж видеокамер не отличаются заметной динамикой.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.