Академия АйТИ
Академия АйТи провела всероссийское исследование рынка корпоративного обучения, по результатам которого был проведен анализ состояний бюджетов на обучение персонала и проанализированы основные тенденции в сфере дополнительного профессионального обучения.
Всего в опросе участвовали 175 компаний и предприятий из 24 отраслей экономики. Опрос предприятий-респондентов проводился в Центральном, Северо-Западном, Южном, Приволжском, Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. В исследовании приняли участие компании с различного размера — от малых, с численностью персонала до 100 человек, до крупных организаций с численность штата свыше 10 000 человек. В качестве респондентов выступали руководители предприятий, ИТ-служб, служб ИБ, отделов кадров, менеджеры по обучению персонала. Наибольшее число респондентов было из сферы ИТ, нефтегазовой промышленности, энергетики и телекома ( см. рис.1)
Рис. 1 Отраслевая структура респондентов.
Общие бюджеты на обучение в корпоративном секторе в 2015 г.у были на уровне 2014 г., но в 2016 г. компании ожидают сокращений на 10%. На 2017 год есть надежда сохранить бюджеты 2016 г., не исключено даже их небольшое увеличение — до 5%.
Респонденты отмечают снижение интереса к авторизованному ИТ-обучению по продуктам западных компаний. Интерес и планы на обучение по ИТ-программам озвучили 16% опрошенных компаний. Достаточно устойчивый спрос наблюдается в направлениях, связанных с информационными технологиями: в первую очередь востребованы программы по информационной безопасности (ИБ), необходимость в которых на 2016-2017 гг. отметили 48% участников исследования, курсы для пользователей ПК интересны для 19% респондентов. Зафиксирован спрос на курсы по бизнес-направлениям, связанным с ИТ—менеджментом, управлением проектами, — такие программы отметили в качестве необходимых 17% респондентов.
Несмотря на сокращение общих бюджетов, меняющиеся реалии рынка мотивируют компании постепенно перераспределять расходы — в пользу направлений обучения по ИБ и программ на стыке ИТ и бизнеса. К примеру, если в 2015 г. доли бюджетов на обучение по программам информационной безопасности составили в среднем 18% от общих объемов, то к 2016 г. они увеличатся до 23% и на этом уровне сохранятся и в 2017 г. Доли на обучение по программам ИТ-менеджмента в 2014 г. составляли 33%, в 2015 г. — выросли на 2%, и уже к 2016 г. на это направление корпоративный рынок ожидает выделить до 40%, а к 2017-му — до 42% от общих бюджетов на обучение. В ИТ-обучение в 2015 г. компании вкладывали до 47% от общих бюджетов, в 2016 г. ожидается снижение на 10%, к 2017-му — ещё на 2%.
Рис. 2 Структура бюджетов на обучения по основным программам.
В то же время для сохранения объемов заказов при одновременной оптимизации бюджетов, заказчики отмечают для себя приоритетный переход на электронные образовательные ресурсы. Более 80% респондентов выбрали электронное обучение в качестве наиболее приемлемой формы, способной сократить расходы на обучение персонала. Также респонденты отмечают удобство электронных ресурсов для территориально распределенных организаций. Электронные учебники, возможности повышения квалификации без отрыва от основной деятельности — все эти аспекты делают электр онное обучение привлекательным для организаций.
По численности ИТ-персонала в отраслях, по оценкам Академии АйТи, доля ИТ-специалистов увеличивается в ИТ-компаниях в среднем от 2 до 7% ежегодно во всех сегментах — от малых до крупных компаний. В остальных отраслях наблюдается сокращение ИТ-персонала либо сохранение штатных единиц по показателям 2014 г. Сокращение в отраслях связывают с оптимизацией финансовых ресурсов, увеличением должностных обязанностей сохраненного персонала, и переходом, иногда полным, на услуги ИТ-аутсорсинга (см. таблицу).
Средняя доля ИТ-специалистов от общего штата, в отраслях: | ||||
Отрасль |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
ИТ |
27,2% |
31,1% |
32,1% |
32,9% |
Связь и телеком |
11,4% |
10,1% |
9,9% |
9,6% |
Госучреждения |
5,8% |
5,4% |
3,7% |
3,9% |
Здравоохранение |
8,8% |
8,8% |
8,8% |
8,8% |
Энергетика |
5,2% |
5,2% |
5,0% |
5,0% |
Финансовый сектор |
5,0% |
4,4% |
4,5% |
4,5% |
Нефтегазовая отрасль |
2,9% |
2,9% |
2,4% |
2,3% |
Транспорт и логистика |
3,0% |
3,0% |
3,0% |
3,0% |
Ракетно-космическая отрасль |
3,0% |
3,0% |
3,0% |
3,0% |
Атомная промышленность |
2,5% |
2,5% |
2,5% |
2,5% |
Торговля |
2,4% |
2,2% |
2,2% |
2,2% |
Машиностроение |
2,4% |
2,4% |
2,3% |
2,3% |
Пищевая промышленность |
1,9% |
1,9% |
1,9% |
1,9% |
Металлургия |
1,4% |
1,2% |
1,2% |
1,2% |
Судостроение |
0,2% |
0,2% |
0,2% |
0,2% |
Таким образом, в учебном бизнесе в настоящее время на рынке четко прослеживается перераспределение структуры спроса и портфеля потребителей. В области авторизованного ИТ-обучения спрос снижается на курсы по продуктам западных вендоров и одновременно повышается интерес к обучению по продуктам азиатских компаний. Такое развитие событий связано с целями импортозамещения в стране и колебанием курсов валют, в ответ на которые рынок вынужден повышать рублевые цены. По оценкам экспертов, в 2015 г. цены на обучение по продуктам западных компаний выросли более чем на 20%. Корпоративный сегмент отреагировал на эти тенденции перераспределением спроса. В среднем по рынку заказы на курсы Microsoft сократились на 22%, курсы Cisco — на 45%, Oracle — на 35%. Однако в то же время продажи курсов Huawei выросли более чем на 20%, и здесь прогнозируется дальнейшее увеличение.