Новое интегрированное серверное решение IBM PureSystems интересно многим. Во-первых, сам факт его появления сегодня показателен. Рынок интегрированный стеков явно набирает обороты. Сама концепция этих «мэйнфреймов облачного века», как велеречиво их иногда именуют, начала развиваться не так давно: первые оформленные решения появились года два назад. Теперь на этот рынок приходит ведущий поставщик «тяжелых» решений, что само по себе знаковое для сегмента событие.
Чем же отличается подход IBM от имевшихся ранее решений стекового типа, в том числе и ее собственных? В большинстве своем интегрированные решения заточены либо под узкие области применения, скажем, Oracle Exadata или IBM Netizza для баз данных, либо поставлялись под эгидой конкретного производителя средств серверной виртуализации — альянсы VCE и VCN под флагом VMWare или сертифицированные комплексы FastTrack для Microsoft Hyper-V.
То есть компании предлагали законченную инфраструктуру либо под конкретное приложение, либо под конкретную систему поддержки виртуальных машин. По сути, все вендоры предлагали в рамках таких преднастроенных стоек то, в чем они были традиционно сильны, закладывая в решения закодированный опыт своих интеграторов, накопленный на имеющейся клиентской базе. Более узкоспециализированные — Cisco, Oracle — для производства законченного решения вступали в альянсы или покупали вендоров «железа».
Из универсальных же кроссплатферменных систем, способных поддерживать любые среды, наиболее известны продукты HP BladeSystem Matrix. Именно это семейство, пожалуй, и можно назвать прямым конкурентом новинки от IBM; концептуально здесь действительно прослеживается много общего, в частности, использование шаблонного принципа формирования и наладки конечной системы. Так что ведущие поставщики серверов вообще, и blade-серверов в частности, опять столкнулись в лобовую уже и в этом новооформленном секторе. Но в случае интегрированных стеков дело не в серверах и вообще не в железе, по крайней мере не это главное.
Понятно, что обе компании обладают компетенциями во всех составляющих стека и партнерскими связями с основными поставщиками ПО. Но главное — обе обладают мощными сервисными подразделениями по всему миру. И в обоих случаях, предлагая интегрированные комплексы, вендоры акцентируют внимание на собственной экспертизе — по сути, богатом интеграторском опыте, полученном в проектах для тысяч реальных заказчиков. Он унифицируется и закладывается в комплекс в качестве тех самых шаблонов, минимизируя затраты и квалификационные требования к персоналу заказчика.
При этом, кстати, возникает вопрос — а чем теперь предлагается заниматься партнерам-интеграторам? В значительной мере подобная формализация опыта есть тиражирование услуг. Интегрированный стек — это не просто ЦОД из коробки, это еще и услуги по его развертыванию и поддержке жизненного цикла из нее же. Что, теоретически, должно вести к демократизации сложных инфраструктурных решений, и есть благо для конечного заказчика. Но, с другой стороны, — превращает канальных партнеров, по сути, в бокс-муверов, от каковой деятельности VAR столь долго старались уйти, концентрируясь на высокомаржинальных услугах.
Дмитрий Шульгин, аналитическая компания ITResearch