Октябрь на российском рынке ноутбуков выдался грустным. Рынок сильно просел в сравнении с сентябрем.
По данным аналитической компании ITResearch, было продано всего около 315 тыс. ноутбуков, т. е. на уровне июля месяца — это в четвертом-то квартале! Впрочем, в прошлом году рецессия в данном сегменте также началась примерно в этот период, так что сравнение идет с низкой базой. Годовые темпы роста оказались на уровне 21% , но это не должно никого обманывать. Оживления рынка точно не прослеживается.
Формально рассчитанная средневзвешенная цена (отношение итоговых монетарных показателей к штучным) не отражает пока ценового роста: тот же уровень — чуть ниже 70 тыс. руб., что и в последние месяцы. Но тут дело в том, что продаются-то в большей мере самые дешевые модели и бренды, цена на которые пока удерживалась.
На самом деле, цены на конкретные модели в октябре уже поползли вверх. И это при том, что в основном продавался товар со старых складов.
Но к Black-Friday и Christmas придется закупать импорт уже в новой курсовой реальности, и со всеми известными проблемами с платежами, в том числе и в направлении КНР. То есть рублевые цены неминуемо вырастут. Спрос же остается все-таки относительно вялым.
Плюс высокая ставка рефинансирования ЦБ заставит часть потребителей отправить свои накопления на банковские депозиты, а не «вкладывать в товар», как зачастую происходило в случае резкого сокращения рубля. Вся эта сумма обстоятельств говорит, скорее, не о перспективах роста рынка, сколько о том, что будет продолжена тенденция на увеличение вклада самых бюджетных брендов со low-end моделями, как единственного варианта дать конечную рублевую цену, соответствующую текущей покупательной способности.
Лидерами рынка остались компании Honor, Huawei и Lenovo c суммарной долей 33%. И первые два производителя выбились в лидеры как раз за счет именно дешевых позиций своего ассортимента.