13 мая Европейская Комиссия сообщила о вынесении решения против компании Intel, злоупотреблявшей, по ее мнению, монопольным положением на рынке микропроцессоров. Предполагаемые санкции выливаются в весьма внушительный штраф — более миллиарда евро.
Несмотря на чрезвычайно активное обсуждение в прессе данного события, мы бы не стали переоценивать значение этого, видимо обоснованного, решения Еврокомиссии, по крайней мере для нашего рынка.
Во-первых, еще не факт, что Еврокомиссия добьется выплаты данного штрафа (точнее, всей заявленной суммы). Intel, естественно, подала аппеляцию, и многоопытные адвокаты компании способны не только затянуть процесс, но и сильно смягчить наказание.
Что касается нашей страны, то следует принимать во внимание, что, безотносительно текущей проблемы с Intel, у нас плохо работают рыночные регуляторы, а сами законы о конкуренции (точнее, их правоприменение) несовершенны. Крайне сомнительно, что подобное решение может появиться в России, и, тем более, что оно будет на 100% исполняться.
Возможно, Intel после данного штрафа станет несколько осторожнее, но к, сожалению практически ничто из осужденных Еврокомиссией действий компании, не расходится со сложившейся в России бизнес-практикой (которая большей частью балансирует на грани нарушения законов).
Российский канал компании привык к текущим правилам и фактически прямо требует максимального стимулирования продаж. Поэтому нельзя ожидать, что Intel вот так резко отвернется от своих партнеров, «бросив их на произвол судьбы». Скорее всего, в правилах игры и специфике конкуренции Intel и AMD в России ничего не изменится.
Вместе с тем, даже если последствия европейских санкций прольются на наш рынок, следует разделять рынки Десктопов и Ноутбуков. В меньшей степени это коснется рынка настольных ПК, как сегмента, более чем на 90% состоящего из локальной сборки и в наибольшей степени подверженного политике местного офиса. На рынок ноутбуков «европейские» решения могут повлиять сильнее, так как подавляющая часть российских офисов ведущих производителей этой продукции так или иначе завязана именно на европейские штаб-квартиры, вне зависимости от местоположения головного офиса. Соответственно, по меньшей мере, продуктовая и ценовая политика здесь могут быть скорректированы.