Начало года внесло определенный оптимизм на ИТ-рынок ноутбуки в первые два месяца 2010 г. показывают великолепные темпы роста: более 30% по отношению к уровням 2009 г., печатающие устройства тоже растут, хотя и несколько меньшими темпами (что логично для более зрелого рынка). На этом фоне падение объемов продаж мониторов не может не разочаровывать.

Безусловно, на это должны быть веские причины, и некоторые из них можно назвать, если проанализировать целый набор специфичных проблем, которые наблюдаются на рынке мониторов.

Во-первых, в начале 2009 году вплоть до конца февраля шел слив (весь товар срочно превращался в деньги), в этом году он заведомо меньше (только для выравнивания остатков на складах после выполнения плана 4кв. и года). Эксперты ожидали падения объемов процентов на 15-20, и то, что оно оказалось меньше, уже радует.

Во-вторых, была введена 10% пошлина на ВСЕ мониторы. В ситуации, когда новые мониторы «на входе» стОят больше, чем ты вчера и сегодня их продаешь, ни у кого нет особого желания заниматься сливами. Лучше потихоньку расторговаться, взяв нормальную цену. И так продастся. Фактор блокировки новых закупок по этой причине фиксируют многие вендоры.

И, в-третьих, традиционно на рубеже нового года наша таможня продолжает «радовать» участников рынка, нарушая естественные процессы. Образование ЕТС сопровождается бардаком и блокированием поставок.

Кроме того, у вендоров вообще наблюдается нехватка самых ходовых моделей, что также неблагоприятно влияет на рынок.

Однако достаточно ли всего этого для того, чтобы «обеспечить» снижение рынка мониторов на фоне общего улучшения состояния экономики, восстановления платежеспособного спроса и роста других ИТ-рынков? Кроме того, существенную поддержку рынку мониторов должен был оказывать «фактор базы», т.е. замена выбывающего по естественным причинам оборудования (одно это должно было прибавить около 10% продаж мониторов в2010 г.)

У нас появилось и крепнет опасение, что здесь начал воздействовать еще один неявный, но при этом очень сильный негативный (для рынка мониторов) фактор.

Дело в том, в развитых странах структура продаж компьютеров уже несколько лет смещена в сторону ноутбуков. В России же стационарные ПК несмотря ни на что продолжали контролировать более половины рынка в натуральном выражении. При этом тренд к вытеснению десктопов последнее время был достаточно невыразительным. Играл роль и кризис, во время которого спрос смещается в сторону более дешевых решений.

Сравнительная динамика рынков ноутбуков и мониторов (связанный по отношению к десктопам товар) показывает, что с очень высокой вероятностью мы находимся в начале новой волны «передела рынка». Значительная часть пользователей сейчас отказывается от стационарных решений, предпочитая им мобильные. При сохранении текущего тренда можно ожидать, что уже в марте-апреле продажи ноутбуков вырвутся вперед. Дальнейшее развитие ситуации сложно прогнозировать, поскольку оно во многом зависит от новых продуктовых решений, которые сейчас разрабатываются и внедряются на смежных и конкурирующих сегментах. Мы ожидаем, что относительное равновесие наступит при соотношении 60 на 40 в пользу ноутбуков. И этот уровень скорее всего наступит уже во второй половине текущего года.

Василий Мочар, аналитическая компания ITResearch