Не все заметили важные слова, прозвучавшие на конференции руководства Apple после объявления квартальных результатов : главная проблема компании не в низком спросе, а в нехватке комплектующих. Не надо было Apple ссориться с Samsung
В недавно обнародованных квартальных результатах Apple, на первый взгляд, все в порядке. За год выручка Apple увеличилась на 18%, количество проданных iPhone выросло на 28%, iPad — на 48%. Между тем, с сентября прошлого года цена акции упала более чем на 30%. Что же изменилось за последние
Можно предположить, что Apple сама испортила себе жизнь, «поссорившись» с Samsung в августе. Компания выиграла 1 млрд долл. в суде , но потеряла ключевого, крупнейшего и старейшего поставщика как минимум трех компонентов — чипов, флэш-памяти и touch-панелей .
Стоит ли сегодня удивляться, что Apple уже второй квартал твердит об «ограничениях» в поставках? Читая расшифровку конференции, посвященной результатам за
Очень важный момент был озвучен П. Оппенгеймером в ответ на вопрос о капитальных затратах. В 2013 фискальном году Apple планирует потратить на это 10 млрд долл., из них лишь 1 млрд долл. пойдет на открытие новых магазинов. После этого г-н Оппенгеймер сообщил, что Apple покупает оборудование для своих партнеров в первую очередь ради поставок.
Раньше Apple никогда не говорила о «вертикальной интеграции», но, вероятно, не ожидала, что без Samsung предложение важнейших комплектующих будет настолько ограничено. Уже в 2012 г. капитальные затраты составила 10,3 млрд долл., увеличившись в два раза за год и в четыре раза за два года. Хотя изначально Apple прогнозировала в 2012 г. 8 млрд долл. капитальных затрат.При этом на новые магазины ушло $865 млн. Вероятно, компании пришлось потратить на 2 млрд долл. больше именно из-за нехватки мощностей у альтернативных Samsung поставщиков. При этом вложения в мощности партнеров требуют времени, а времени как раз у Apple сейчас меньше, чем раньше.
Таким образом, Apple зажата между «удержанием доли» с одной стороны и «дефицитом поставок» с другой. Балансируя в неустойчивой позиции, компании пришлось жертвовать маржей. Очевидно, что для удержания доли на рынке Apple еще не один квартал придется идти на такую меру.
Даже с прогнозами на следующий период Apple «сдала назад», изменив посыл: раньше компания давала консервативный прогноз, который подразумевал уверенность в том, что реальность его превзойдет. Сейчас они будут давать прогноз в диапазоне того, к чему рассчитывают прийти. Смещение от уверенности в достижении результата к вероятности его достижения подтвердил ответ Оппенгеймера на вопрос «Означает ли новый формат прогноза, что уверенности больше не существует?». — «Никаких гарантий, прогноз — сложная штука».
Очевидно одно: Apple переживает трансформацию. Является ли эта трансформация запланированной или вынужденной, будет ли это переход к вертикальной интеграции и собственному производству или превращение в очередную Microsoft, покажет время. Беда в том, что рынок любит определенность и не верит, что перемены — это всегда к лучшему.
Инга Фокша, старший аналитик Arbat Capital
Источник: ресурс Forbes.ru