В первой части нашего анализа  на тему «Сколько же все-таки настольных компьютеров продается в России?», призванного ответить на вопрос: почему так сильно различаются оценки российского рынка десктопов от двух авторитетных в этой сфере аналитических компаний — IDC и ITResearch, мы попытались объяснить особенности сегмента настольных ПК как объекта анализа.

Если коротко, то это значительный вклад средних и мелких компаний, поставляющих ПК, и даже индивидуальных сборщиков ПК. Эта доля трудно поддается классическому прямому счету. Можно даже сказать? что совсем не поддается. И может быть определена только косвенными методами.

Как это проверить?

Дело в том, что персональные компьютеры, как центральный элемент офисной и домашней ИТ-инфраструктуры, являются сегментом с сильной косвенной связью с другими товарными группами. Которые, в свою очередь с точки зрения аналитики являются рынками прямого счета, и при этом существуют эмпирические коэффициенты связи объемов рынка ПК и этих смежных сегментов.

Например, объем рынка самосборных компьютеров теоретически можно было бы оценить по поставкам комплектующих. Но какой сектор не возьми — процессоры, материнские платы, корпуса — везде есть проблемы. В первую очередь они исходят из крайней замутненности канала поставок, большого объема так называемого «серого» завоза, приграничной торговли. В результате, комплектующие всегда оставались, по крайней мере в России, напрямую не измеряемым сегментом. И для косвенной оценки рынка ПК не подходят.

Более надежный способ оценить рынок настольных ПК — сопоставление со смежными сегментами, измеряемыми явно. И, пожалуй, главным индикатором для сегмента системных блоков (СБ) является рынок мониторов. Что, вероятно, не требует дополнительных пояснений.

На самом деле мониторов всегда и во всех странах продается больше, чем компьютеров. Во-первых, на практике их чаще меняют. Плюс все более распространены вторые мониторы к ПК и мониторы, идущие на комплектацию спецоборудования: POS-терминалов или информационных киосков, например. Обычные мониторы иногда могут быть использованы и в качестве информационных панелей, как бюджетный вариант. Часть ноутбуков в профессиональной среде может подключаться к внешним мониторам на рабочем месте.

То есть мониторов продается больше, но это превышение не может быть критично больше. Нормальным коэффициентом считается плюс 20%-25% к объему настольных ПК. Это эмпирическая цифра, она может быть получена и уточнена в результате периодических опросов конечных потребителей компьютеров (последний такой опрос ITResearch проводила в 2018, респондентская база составила более 13,5 тыс. конечных потребителей ИТ-оборудования).

Посмотрим как работает механизм косвенной оценки рынка настольных ПК. Возьмем тот же третий квартал 2019 г. в котором наблюдался сильный разброс оценок IDC и ITResearch ( см в первой части данного обзора). Рынок мониторов по оценкам ITResearch — 926,3 тыс. устройств. (К слову сказать — эта оценка не сильно разбегается с данными других аналитиков. Ведь это четко прямо измеряемый сегмент, там просто негде взяться существенным погрешностям.)

Отнимем из оценки ITResearch объемов продаж настольных ПК 85 тыс. моноблоков, ведь к ним мониторы не нужны. Получаем чистый сегмент системных блоков — 745 тыс. шт. Выходит, коэффициент между системными блоками и мониторами 24%.

Если же в качестве опорной взять оценку IDC — 525 тыс. системных блоков ( из которых еще надо вычесть некоторое количество компьютеров AIO), то коэффициент связи десктоп-монитор получается очень большим. Аналитики IDC в открытой части своего отчета не приводят оценки по AIO, но следует полагать, что как раз она-то не сильно отличается от цифры ITResearch, ведь это в значительной степени продукция известных зарубежных брендов. Так что возьмем те же 85 тыс. Выходит по IDC было поставлено в этот период 440 тыс. системных блоков. Соответственно получается, что мониторов продано аж на 110% больше, чем СБ. Больше, чем в два раза! Что логически объяснить крайне сложно.

Можно вместо мониторов взять и иное, связанное с СБ оборудование. Например, индивидуальных источников бесперебойного питания (ИБП) в России в 3 квартале ITResearch насчитывала около 320 тыс. Соответствующий коэффициент получается меньше 40%, что также довольно близко к результатам упомянутого опроса ITResearch конечных потребителей в 2018 г. Если опираться на цифры от IDC, тот же коэффициент превышает 60%.

Можно также взять для сравнения печатающие устройства — настольные принтеры и МФУ. По данным ITResearch в 3 квартале 2019 г. их было продано около 370 тыс. штук ( имеются ввиду модели, предполагающие индивидуальное использование). Здесь соответствующие коэффициенты выглядят как 45% и70%. Конечно, в данном случае надо учитывать и активное подключение печатающих устройств также и к ноутбукам, но все равно 70% выглядит определенно завышенным. Тот же опрос пользователей показывает, что далеко не во всех домохозяйствах имеются печатающие устройства, и люди эти вопросы решают на работе.

Для финальной оценки объема «неконтролируемой» части рынка компьютеров ITResearch использует многовекторную корреляцию этого рынка сразу с несколькими смежными сегментами ( мониторы, ИБП, печатающие устройства и др.), определяя итоговый коэффициент связи методом взвешенных оценок. Причем делается это ежеквартально, для каждого ежеквартального отчета по рынку настольных ПК.

И эта цифра добавляется к объемам рынка, формируемым продажами всех крупных зарубежных и российских компаний. Это и объясняет более высокие оценки поставок настольных ПК на российском рынке в отчетах ITResearch.

Дмитрий Шульгин, аналитическая компания ITResearch