Согласно данным ITResearch о продажах на российском рынке ноутбуков в июле, доля устройств на базе мобильных процессоров семейства Intel Core всех поколений снизилась до уровня 49%.

Таким образом, пробит вниз психологически важный символический порог.

Пока дело не в AMD

Интересно, что основной причиной такой ситуации стал вовсе не резкий рост доли конкурирующих AMD Ryzen. Точнее, рост там есть, но причина обвала Core пока в другом.

Главным фактором стал взлет отгрузок под начало образовательного сезона тендерных моделей дешевых ноутбуков-трансформеров. Конкретнее — моделей Acer TravelMate B118 (Spin B1) и Lenovo Winbook 300e G2. Они базируются на усеченной линейке процессоров Apollo/Gemini Lake (Celeron N3000/N4000) — по сути это чипы с ядрами Atom.

В России такие устройства, фактически, играют ту же роль, какую на западных рынках берут на себя «хромбуки»: основной их потребитель — как раз сфера образования. У нас же в такой среде больше в моде спецкомплекты на MS Windows 10 Pro Education/Academic, которой комплектуются мини-трансформеры, типа упомянутых.

Так или иначе, концентрированная поставка более 30 тыс. таких машинок перекосила общее посегментное распределение на российском рынке ноутбуков в целом. В результате, формально, отъев долю у основной линейки Intel. А в абсолютном выражении со старшей линейкой Intel пока все нормально. Такие устройства, естественно не заменяют нормальные лэптопы, а идут дополнением к обычным продажам.

А что же все-таки с AMD?

Прямой конкурент старшей мобильной линейки Intel также не стоит на месте. В июле завоеванные им ранее (май-июнь) позиции не шелохнулись. И его доля сейчас находится на уровне 24% сбыта, относительно прямо конкурирующих решений на Intel Core. (см рис. .1.)

Рис.1 Динамика соотношения продаж ноутбуков на базе мобильных процессоров Intel Core и AMD Ryzen.

Источник: ITResearch

Суммарная же доля AMD по всем ноутбукам в России — вместе с дешевыми машинами на базе APU A Series (Sroney Ridge) — в настоящий момент составляет 28%. Процесс отвоевывания доли в мобильном сегменте для AMD сложнее, чем в стационарном, но он все равно идет.

Сегодня появляется все больше моделей на «красной» базе, в тех категориях, где раньше Core царствовал безраздельно. Речь идет об ультрабуках, включая коммерческие и премиальные серии, а также игровых ПК.

Так, в июле вклад Ryzen впервые достиг аж 47% в геймерском подсегменете ноутбуков, имеются ввиду модели с видеокартами nVidia GTX/RTX, AMD Radeon Vega GL/RX (см. рис. 2)

Рис. 2. Динамика соотношения продаж игровых ноутбуков на базе мобильных процессоров Intel Core и AMD Ryzen

Источник: ITResearch.

Правда, пока эти показатели в среде геймеров достигнуты усилиями в основном одной только Asus — это игровые модели средней ценовой категории — TUF Gaming (FX505D) и VivoBook M509D.

Хотя прочие вендоры также начинают прощупывать почву в этом направлении. Например, впервые в истории модели на базе AMD появились у сугубо нишевого поставщика игровых машин — MSI (Bravo 15 A14D).

В сфере тонких и легких машин дело также движется. Особенно ярок в последнем случае вклад нового агрессивного игрока на российском рынке — Huawei.

Компания резко выросла как раз этим летом (в июле Huwaei впервые вошла в лидирующую пятерку поставщиков ноутбуков на российском рынке. 

Основной ударной силой брендов Huawei MateBook и Honor Magicbook являются как раз машины на AMD — 14 D Nbl. И вообще китайская компания вообще впервые показала, что доля AMD может быть превалирующей над Intel в структуре продаж.

Постепенно появляющиеся новинки на базе новейшей платформы AMD Ryzen Renior (серия 4000) вызывают большой интерес, и сулят перспективу дальнейшего роста доли «красных».

Однако, высокая оценка этих чипов сыграла с AMD злую шутку. Произошло это на фоне внезапного взлета спроса на ноутбуки в целом под пандемию. А именно — начался дефицит на эти чипы. Надеемся, что он окажется локальным, и прошлогодняя дефицитная история c процессорами Core не повторится в новом году уже с Ryzen.

Дмитрий Шульгин, аналитическая компания ITResearch