По данным аналитической компании ITResearch, в первом квартале 2023 года российский рынок ПК (включая настольные и мобильные ПК) составил 1,8 млн шт., что, фактически, совпадает c показателями за аналогичный период 2022 г. Формальный рост — всего на 0,4%. (Кстати, в этот период мировой рынок ПК чувствовал себя явно хуже.)
При этом настольный и мобильный подсегменты вели себя разнонаправленно: продажи системных блоков снизились незначительно — на ~2%; продажи моноблоков упали существенно — на 21%; а ноутбуки показали рост на 4%;
В сегменте системных блоков главной тенденцией стало импортозамещение. Традиционные лидеры продаж — HP и Lenovo — официальные продажи прекратили, а «параллельный» импорт этих марок не может компенсировать их уход с нашего рынка. В корпоративном сегменте долю международных брендов заняли крупные отечественные производители — «Аквариус», iRu, ICL. Лидером в первом квартале стала компания «Аквариус». В целом присутствие здесь импортеров сократилось до 10%; в сравнении с Q1`22 совокупные продажи импортных брендов ужались на −60%.
В сегменте AIO безоговорочным лидером стала компания MSI, также высокие показатели у «новичков» — Hiper и iRu, поднялась доля у «Аквариуса» и ICL. В целом лидирующая пятерка реализовала 58% моноблоков. Уход прежних лидеров по сегменту AIO ударил сильнее всего.
На рынке ноутбуков также лидирует компания MSI — единственная тайваньская компания активизировавшаяся на российcком рынке после кризиса. Огромные загрузки MSI в канал, в частности по прямым контрактам с основными сетями компьютерного и электробытового ритейла, позволили этой компании вообще выйти на первое место, не только по ноутбукам, но и по ПК в целом. На второе место — по ноутбукам и вообще — вышел Asus, на третьем закрепился бренд Huawei. (Хотя, если к продажам Huawei прибавить аффилированый бренд Honor, то в целом продажи ноутов китайской корпорации окажутся на второй позиции.)
Продажи традиционных лидеров сократились за счет отечественных брендов и продаж ранее не присутствовавших на российском рынке азиатских компаний. Впрочем, предложение последних явно превысило реальный спрос. В целом российские компании вместе заняли 8% продаж мобильных ПК, однако их общий годовой рост превысил 180%.
Компания Intel вернула себе часть ранее утраченной доли и в настольном, и в мобильном сегментах. Сегодня решения на базе AMD заняли лишь порядка 22%. (В конце 2021 г. продажи «альтернативного» вендора находились в окрестности 30%.)
Что касается настольного сегмента, дело, во-первых, в том, что текущий спрос на ПК поддерживается в основном за счет поставок в госсектор и прочим крупным заказчикам, где авторитет Intel Core выше согласно сложившемуся стереотипу; а во-вторых, в том, что у AMD в России всегда было больше проблем с доступностью, и в сложные для закупок времена с Intel проблем оказывается все-таки меньше.