Аналитическая группа SmartMarketing опубликовала основные результаты исследования российского рынка устройств чтения электронных книг (e-book readers, EBR) за 2009 г.
По итогам периода общий объем продаж устройств чтения электронных книг на российском рынке, согласно оценкам аналитиков, составил 189000 штук (с учетом устройств всех типов и категорий, включая «читалки» с экранами на базе «электронных чернил» (e-Ink) и ЖК-технологии)*.
В 2009 г. рынок устройств чтения электронных книг стартовал не совсем с нуля, но с весьма скромных показателей. Товарная группа ридеров с экранами на базе «электронных чернил» на российском рынке начала формироваться с 2007 г., однако широких продаж не отмечалось в силу технических ограничений устройств и ограниченности предложения e-Ink-экранов. Среди первопроходцев российского рынка e-Ink можно отметить продукты серии lBook. В течение 2008 г. рынок формировался, технологии производства e-Ink-экранов стабилизировались, изготовители сумели снизить стоимость матриц до приемлемого уровня. Черты массового рынка этот сектор начал обретать после того, как в него вышли компании Sony и Amazon (если говорить о мировом рынке), PocketBook, lBook и ORSiO (если говорить о российском). К началу 2009 г. рынок преодолел критический порог в 200 тыс. устройств на руках пользователей. группа SmartMarketing сектора устройств для чтения электронных книг
Квартальная динамика развития рынка в разрезе товарной структуры за 2009 г. оставалась крайне высокой. В сравнении с объемами продаж
Пятерка лидеров рынка EBR по итогам 2009 г. (перечислены по убыванию долей за год)
- PocketBook (43%)
- Sony (24%)
- LBook (18%)
- ORSiO (7%)
- «Азбука» (2%)
- Другие (5%)
Во второй половине 2009 г. на рынке появилось сразу несколько новых и весьма активных игроков, в частности, это марки iRiver Story, FR Book, «Азбука» и др. Вклад большинства из них стал заметен лишь к
Явный лидер — марка PocketBook (создан в 2007 г. по инициативе «Украинской полиграфической группы»), за пару лет компания стала основным игроком, в частности, благодаря открытым исходным текстам, инструментам разработки ПО и активному сообществу разработчиков. Как следствие, устройства продуктовой линейки PocketBook не имеют многих ограничений, присущих другим ридерам. В сочетании с адекватной продуктовой стратегией, ценовой политикой и агрессивной рекламой, компании удалось продвинуть устройства PocketBook не только на российском (точнее, рынке стран СНГ) рынке, но и выйти и на рынки мировые.
Особое место занимают устройства Sony и Amazon. Первая, входя в тройку лидеров продаж, обязана своей позицией активности «серого» канала: практически 100% устройств, попадающих на российский рынок, по оценкам SmartMarketing, поставлены, минуя официальный канал продаж. Аналогичная ситуация с Amazon Kindle разных модификаций, но объемы их продаж в России значительно меньше, чем продажи Sony.
Основным каналом продаж устройств чтения электронных книг в 2009 г. оставались интернет-магазины. Согласно оценкам SmartMarketing, на их долю пришлось более 80% продаж. Доля розничных сетей в объеме продаж пока невелика. Средняя цена устройств в течение года снизилась с 14,2 тыс. руб. в
Аналитики не прогнозируют существенного роста доли рынка планшета Apple iPad в России, равно как и его значимого влияния на сектор устройств для чтения электронных книг, в целом. В то же время следует ожидать выхода в данный сегмент широкопрофильных компьютерных компаний, в частности, изготовителей ноутбуков и устройств класса WID.
Учитывая высокую востребованность и динамику роста рынка группа SmartMarketing прогнозирует увеличение рынка электронных книг в России за 2010 г. в
* По данным SmartMarketing; числовые показатели сформированы с учетом неофициальных (т. н. «серых») поставок. Абсолютные данные приводятся с округлением до 1 тыс. штук.