Такой вопрос прозвучал на пресс-конференции, прошедшей 24 марта в рамках конференции CloudConf-2010, организованной компанией Softline и собравшей более 200 участников. Это – первая в России конференция, посвященная вопросам продвижения «облачной» концепции и SaaS-решений.
Пресс-конференцию вели представители основных игроков на данном рынке в России – Softline, Parallels, Microsoft, Trend Micro, Cisco Systems, Vmware и др. В целом спрос на SaaS-решения находится на самом начальном этапе, он только формируется. В России основная целевая аудитория – компании сегмента СМБ, причем преимущественно – start-up’ы, у которых внутренняя ИТ-инфраструктура еще не создана, поскольку у давно функционирующих компаний сначала необходима эволюция имеющейся инфраструктуры. Самые же крупные компании, по мнению многих экспертов, полностью «в облака» однозначно не уйдут.
Докладчики отметили, что основной проблемой для воплощения SaaS-модели у нас в стране остается недоверие и опасение компаний за свои данные.
По мнению выступавших на пресс-конференции, на ИТ-рынке ожидается большое перераспределение, и вендорам, не желающим остаться за бортом, необходимо либо стать также и провайдером услуг, либо поставлять таковым свои продукты.
Все выступавшие в один голос говорили о большой экономической эффективности SaaS-решений, однако Олег Коверзнев, менеджер по развитию бизнеса, технологии ЦОД и виртуализации Cisco Systems, справедливо отметил, что анализ эффективности – дело сложное и большинство компаний попросту не могут оценить свою инфраструктуру и степень ее эффективности.
На вопрос же, чем сегодняшние SaaS-решения отличаются от концепции 15-летней давности под названием «тонкий клиент», ответ был такой: только недавно появились мощные ЦОД’ы с широкополосными каналами связи и средства виртуализации, которые обеспечивают широкий размах и большие возможности реализации облачных вычислений. Без них это было невозможно.
Конкретных же примеров успешного внедрения на пресс-конференции озвучено, к сожалению, не было (хотя Softline уже второй год занимается этой тематикой в рамках проекта SoftCloud), и вопрос одного из журналистов, не являются ли пока данные сервисы «навязанными», по сути, остался без ответа. Отмечалось и несовершенство законодательной базы по части ответственности за данные при предоставлении услуг. Отсюда вывод – первые компании-смельчаки, ринувшиеся в «облачные пучины», вполне могут «набить себе шишки».
Все это так, но стечение большого количества народа на конференции говорит об явном интересе к теме и ее перспективности, вопрос лишь времени. Ведь в мире, по оценке Gartner, этот рынок приближается к 10 млрд долл.