Аналитики ComNews Research опубликовали результаты исследования развития российского рынка платного телевидения по итогам 2009 г., а также сравнительный анализ стоимости услуг кабельного ТВ и IPTV в
Исследование выявило, что удельная стоимость одного телеканала IPTV в среднем по России составляет 9,95 руб. (данные на декабрь 2009 г.), а канал кабельного ТВ стоит почти вдвое дешевле — 4,35 руб. (этот показатель характеризует стоимость канала в пакете, который предлагает оператор платного ТВ). В некоторых городах разница еще более заметна. Например, в Волгограде, где самая высокая по России удельная стоимость одного телеканала (20 руб.), кабельное стоит в восемь раз дешевле — 2,41 руб. за телеканал. В Перми канал IPTV стоит в среднем 14,4 руб., телеканал КТВ — 3,31 руб. Наименьшая разница в тарифах зафиксирована в Екатеринбурге — около 30%. В Москве средняя стоимость канала IPTV составляет 9,17 руб., кабельного — 3,75 руб. В Петербурге кабельный канал в среднем стоит 3,01 руб., IPTV — 7,97 за канал. Самое дешевое IPTV, согласно результатам исследования, в Ростове-на-Дону (5,59 руб.), кабельное ТВ там стоит 3,22 руб.
Разрыв между стоимостью услуг кабельного ТВ и IPTV носит не столько количественный, сколько качественный характер. Как поясняет аналитик ComNews Research Артем Акчурин, более высокая стоимость IPTV — результат наличия интерактивности, более дорогого контента, а также возможности просмотра передач в формате HD. Разница в тарифах на две рассматриваемые услуги тем выше, чем разнообразней и оригинальней контент, предлагаемый операторами IPTV в определенном регионе.
По итогам 2009 г. рост абонентской базы российских операторов платного телевидения составил 21%, доступ к услуге имеют свыше 24,1 млн абонентов. Активнее всего росли сегменты спутникового телевидения (в основном за счет оператора «Триколор ТВ», чья абонентская база за год выросла с 4,3 млн до 6,2 млн пользователей) и IPTV — рост абонентской базы составил 35% и 70% соответственно. В декабре 2009 г. на долю спутникового ТВ пришлось 32% абонентской базы платного ТВ в России, в то время как на IPTV — всего 4% рынка платного ТВ.
Участники рынка согласны с тем, что до массового внедрения IPTV-рынок пока не дозрел — еще не сформирована потребность в интерактивности услуг кабельного ТВ. К интерактивности склонно молодое поколение, которое в большей степени отказывается от телевизора. Так что потенциал роста рассматриваемого рынка ограничен.