Исследовательский холдинг «Ромир» представил еще один ракурс результатов онлайн-опроса*, проведенного в конце 2009 г. среди активных интернет-пользователей и посвященного покупательским предпочтениям в Глобальной Сети. Как показали результаты исследования, самую значимую долю (51%) в общем объеме онлайн-покупок по-прежнему занимают книги и канцтовары. Второе по популярности место в электронных продажах (43%) принадлежит бытовой технике. Бронзовыми призерами стали категории «Косметика и парфюмерия» и «Компьютеры и комплектующие», набравшие 40% и 39% голосов респондентов соответственно.
Для выявления общих тенденций потребления интересно проследить динамику покупательского спроса в Глобальной сети. Если в 2008 г. доли продаж таких групп товаров, как «Косметика и парфюмерия», товары для детей и продукты питания в 2009 г. существенно выросли, то число людей, делающих в Интернете крупные приобретения или осталось на прежнем уровне (как в случае с категорией товаров «Бытовая техника»), или несколько сократилось (как в категории «Компьютеры и комплектующие») (см. рисунок).
Какие товары и услуги вы покупали в Интернет-магазинах за последний месяц? (сравнение показателей 2008 и 2009 гг.)
Источник: Исследовательский холдинг «Ромир», общероссийский online Омнибус
Возможно, такую динамику можно рассматривать как отражение непростой экономической ситуации, сложившейся в 2009 г. В любом случае, согласно данным «Ромир», в 2009 г. поведение потребителей стало более рациональным. В минувшем году люди чаще задавались вопросом, на чем сэкономить и от каких трат стоит отказаться. И получается, что ИТ-продукция (категории «Компьютеры и комплектующие» и «Программное обеспечение») как раз попали в этот список — доля обеих категорий немного уменьшилась.
Россияне стали больше внимания уделять ценовому фактору, чаще посещая дискаунтеры и магазины «выгодного ценового предложения». Учитывая, что ценовые предложения интернет-магазинов при сопоставимом или аналогичном качестве практически всегда привлекательнее в силу низких издержек, неудивительно, что в целом популярность онлайн-шопинга в 2009 г. увеличилась.
Напомним, число активных сетевых покупателей, делающих приобретения как минимум один раз в месяц, за прошедший год в России выросло почти вдвое (с 27% до 52%). А количество россиян, приобретавших товары через Интернет, увеличилось на 8% и составило 70% от общего числа посетителей онлайн-магазинов.
* Во всероссийском online Омнибусе «Ромир», в конце 2009 года приняли участие 1,5 тыс. респондентов из всех Федеральных округов в возрасте от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует взрослое население России.