Компания Google объявила о результатах исследования «Поиск будущего». Участникам исследования предлагалось составить своеобразный портрет поисковой системы будущего и определить важнейшие качества, которыми должен обладать идеальный веб-поиск.
В исследовании, проведенном агентством Комкон, приняли участие 1200 респондентов из крупных городов России, еще около 2400 человек ответили на вопросы на специально созданном сайте.
Исследование показало, что пользователи в целом довольны качеством существующих поисковых систем и их функциями – так сказали 90% респондентов. Более половины респондентов (60%) уверены, что качество поисковиков улучшилось за последний год. Наиболее близкими к «идеальной поисковой системе» были признаны Яндекс и Google (64% и 63% соответственно). При этом Google возглавил список стремительно развивающихся поисковых систем — так считают более половины опрошенных. (В то же время, по данным компании comScore, по количеству обращений самый быстрый рост недавно зафиксирован для российского поисковика Yandex — прим. Редакции.)
Наиболее важными характеристиками поисковых систем будущего пользователи сочли точное соответствие запросу (34%) и высокую скорость (28%). Среди популярных требований также были отмечены отсеивание лишней информации, «думающий» и всеобъемлющий поиск.
Главным качеством поисковика будущего, по мнению пользователей, должно стать умение отфильтровывать заведомо ложную информацию (92%). Также им хотелось бы, чтобы в будущем поиск мог:
- предоставлять доступ к архиву радио- и ТВ-программ (92%)
- предлагать аналитические ответы (88%)
- распознавать устную речь (88%)
- развлекать в дороге и путешествиях (83%)
- понимать описательные запросы (83%)
- находить украденные и потерянные вещи (83%)
Пользователи, посетившие интернет-сайт исследования, также очень хотят иметь возможность расширенного поиска картинок (например, через сравнение с исходным изображением) и аудиофайлов (по отрывку, напетой мелодии или описанию).
Участники исследования считают, что некоторые из перечисленных функций будут доступны уже в ближайшем будущем, например, распознавание речи, получение аналитических ответов, а также функции аудиогида и доступ к ТВ- и радиоархивам. Также пользователи сочли важной и осуществимой возможность группировать результаты по типам источников информации (например, блоги, новостные сайты, официальная информация и т. д.) и учитывать опыт других пользователей в поисковой выдаче.
Большинство респондентов как онлайн, так и традиционного исследований хотят, чтобы поисковые сервисы могли полноценно «общаться» с пользователем — понимать речь, вступать в диалог, задавать уточняющие вопросы, консультировать по различным проблемам и даже менять интерфейс в зависимости от настроения или желаний пользователя. Однако многие с опасением относятся к тому, что поисковая система будущего сможет решать вопросы, ответы на которые человек традиционно искал сам. Так, пользователи не хотят, чтобы поисковики подбирали оптимальную тему разговора, автоматически заказывали столики или покупали товар в магазине и определяли наиболее подходящих им партнеров.