Согласно оценкам аналитиков у рынка систем глобального позиционирования весьма неплохие перспективы. В частности, по оценкам аналитической компании Research and Markets его среднегодовой рост (CAGR) составит в ближайшие годы 19-23%.
Неплохие перспективы у данного рынка и у нас. Согласно результатам исследования компании SmartMarketing за первое полугодие 2009 г. общий объем продаж устройств, обеспечивающих навигационные функции, на российском рынке составил 306000 штук с учетом устройств всех типов и категорий, включая смартфоны и коммуникаторы, оборудованные приемниками GPS*. При этом, объем продаж классических GPS-автонавигаторов (PND-устройств) составил 109000 штук (35,6%), GPS-оборудованных WID (коммуникаторы, КПК, Интернет-планшеты) и GPS-смартфонов — 195000 штук (63,7%), прочих мобильных устройств с GPS-модулем (трекеров и т.п.) — около 2000 штук (менее 1%).
В абсолютном выражении при сравнении с итогами I полугодия 2008 г. рынок практически не изменился (падение — около 2%). Примечательно, что сегмент GPS-WID продемонстрировал падение (приблизительно на 15% по сравнению с итогами I полугодия 2008 г.), тогда как сегмент PND-навигации в I полугодии 2009 г. даже несколько вырос (примерно на треть).
В продуктовой структуре рынка GPS-навигации на долю GPS-WID в I полугодии 2009 г. пришлось 63,7%, автонавигаторов (PND) — 35,6%, традиционных GPS-устройств — порядка 1%. Квартальная динамика развития рынка в разрезе товарной структуры также оставалась высокой, что обусловлено оживлением рынка во II квартале 2009 г после существенного спада в I квартале 2009 г. (102200 устройств в I квартале 2009 г. и 203800 устройств во II квартале 2009 г.), рост практически в два раза в абсолютном выражении. На относительные показатели сегмента в целом позитивно повлиял рост объемов продаж в секторе GPS-WID. В I квартале 2009 г. эти устройства занимали 59,26% рынка, во II квартале 2009 г. — 65,25%, как следствие динамика роста PND незначительно снизилась и составила 39,90% в I квартале 2009 г. и 33,71% во II квартале 2009 г.
Десятка лидеров рынка PND по итогам первого полугодия 2009 г.:
1. Garmin (21,44%)
2. Explay (18,51%)
3. Mio (10,62%)
4. JJ-Connect (8,34%)
5. Prestigio (4,48%)
6. Nexx (3,5%)
7. Shturmann (2,97%)
8. Texet (2,81%)
9. TomTom (2,65%)
10. MAPITAN (2,43%)
Другие вендоры (22,25%)
Десятка лидеров сегмента GPS-оборудованных WID по итогам первого полугодия 2009 г.:
1. Samsung (23,1%)
2. Apple (22,4%)
3. Nokia (16,9%)
4. HTC (11,5%)
5. GIGABYTE (5,5%)
6. Sony Ericsson (5,1%)
7. RoverPC (3,6%)
8. ASUS (2,9%)
9. Mio (2,7%)
10. Acer (2,6%)
Другие вендоры (3,7%)
При сохранении текущих тенденций развития во втором полугодии возможно сохранение темпов развития сегмента PND, которые он демонстрировал в 2008 г. Общий объем продаж в 2009 г. при отсутствии макроэкономических потрясений, по оценкам SmartMarketing, можно прогнозировать на уровне 300000-330000 устройств PND и 600000-800000 устройств GPS-WID. Объем продаж PND может снизиться в случае реализации ряда инициатив, связанных с налогообложением импорта GPS-навигаторов в целях поддержки российских разработчиков систем на базе ГЛОНАСС.
* Исследование имеет статус аналитической справки, достоверность приводимых в ней данных составляет не выше 76%. Рынок встраиваемых автонавигаторов не учитывался.