Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования рынка мобильного Интернета в России и опубликовала итоги по 2008 г. и 1 полугодию 2009 г.
Общие итоги:
- Рост доходов за 2008 г. на 87% до 20,4 млрд.руб., за 1 полугодие 2009 г. [по сравнению с 1 полугодием 2008] – на 83% до 13 млрд руб.
- Рост аудитории пользователей мобильного Интернета за 2008 г. на 97% до 35,2 млн, за 1 полугодие 2009 г. [по сравнению с 1 полугодием 2008 г.] на 126% до 46,3 млн.
- Рост ARPU за 2008 г. на 16% до 61,1 руб., за 1 полугодие 2009 г. [по сравнению с 1 полугодием 2008 г.] данный показатель снизился на 14% до 53,1 руб.
По оценке J'son & Partners Consulting, до конца текущего года количество пользователей мобильного Интернета вырастет до 62,9 млн человек, а доходы от предоставления услуг — 29.3 млрд руб.
Абонентское оборудование
На сегодняшний день можно выделить три ключевые группы потребительской электроники, которые влияют на развитие рынка услуг, базирующихся на технологиях мобильной передачи данных:
Мобильные телефоны: традиционные устройства, а также смартфоны и коммуникаторы
Данная категория абонентских устройств на сегодняшний день является наиболее массовой. По оценке J&P Consulting, на конец 1 полугодия 2009 г. на руках у российских пользователей сотовой связи находилось более 122 млн устройств. Большинство этих терминалов обладают как минимум базовой функциональностью, которая позволяет получить доступ к услугам мобильной передаче данных [поддержка WAP].
Сотовые модемы: USB-устройства и PCMCIA-карты
Изначально функция сотового модема являлась решением, интегрированным в мобильный телефон. Однако, начиная с 2003 г. на рынке появились устройства, основное назначение которых — это работа в качестве сотового модема [функции по передаче голосового трафика в таких устройствах доступны только опционально или недоступны вообще].
По оценке J'son & Partners Consulting, в первой половине 2009 г. было реализовано более 1.1 млн подобных устройств, средняя розничная цена которых в рассматриваемый период составляла около 80 долл.
Объем продаж сотовых модемов за первую половину 2009 г. превысил продажи за 2008 г. в целом, что свидетельствует о росте популярности мобильного Интернета. В рассматриваемый период все операторы активно снижали стоимость клиентских терминалов, что стимулировало продажи модемов.
Наибольшая доля продаж на рынке сотовых модемов принадлежала МТС — 28%, хотя «Вымпелком» и «Мегафон» отстают от лидера лишь на 1 и 2% соответственно. Остальная доля принадлежит SkyLink.
Стоит отметить, что на сегодняшний день GSM-операторы предлагают покупателям идентичный ассортиментный набор сотовых модемов — около 5 моделей устройств. Фактически, конкуренция идет на уровне цены устройства, а также тарифных характеристик.
Практически все устройства, представленные в настоящее время на рынке, поддерживают работу в 3G-сетях, это касается как GSM-модемов, так и оборудования, работающего в сетях CDMA2000.
Ноутбуки, включая нетбуки
Согласно исследованиям J&P Consulting, в России на сегодняшний день наблюдается тенденция к постепенному вытеснению настольных ПК ноутбуками. Этому способствуют следующие факторы: снижение розничных цен на данную категорию ПК, рост производительности ноутбуков; компактность [мобильность] устройства. По оценке J&P Consulting, в 2008 г. продажи ноутбуков (включая нетбуки) составили около 40% продаж всех компьютеров в России.