Рынок дополнительных услуг сотовой связи, к которым можно отнести такие услуги, как SMS, MMS, RBT, LBS, IVR, мобильный Интернет, мобильная коммерция, мобильный маркетинг и мобильное телевидение, составляет пока в России не очень значительную величину по сравнению с основной услугой сотовой телефонии – голосовой. По оценкам компании J’son & Partners Consulting, эта величина сейчас колеблется в районе 3%. Однако в абсолютном выражении это уже не так мало. Согласно отчету компании J’son & Partners Consulting, объем рынка дополнительных услуг сотовой связи в России в 2008 году достиг 94 млрд. руб. (или 3,8 млрд. долл.), в первом полугодии 2009 года выручка от VAS сотовой связи составила 55 млрд. руб.
Большая часть выручки от дополнительных услуг сотовой связи (как, впрочем, и выручки от основных услуг) приходится на операторов «большой тройки»: «МТС», «ВымпелКом» и «Мегафон» (83,3% в 1 полугодии 2009 г.).
Сервис передачи коротких сообщений (SMS) продолжает оставаться основным драйвером доходов (более 50% выручки от всех дополнительных услуг связи). Контент-услуги (включая мобильную коммерцию) и мобильный Интернет занимают практически равные доли: 22,6% и 22,5% соответственно.
С учетом снижения платежеспособного спроса, а также прошедшей в конце 2008 года девальвации рубля, и при отсутствии роста рублевых цен на дополнительные услуги связи, J’son & Partners Consulting в 2009 году ожидает снижения объема рынка в долларовом эквиваленте до 2,95 млрд. долл. при его росте в рублевом эквиваленте на 4%
В качестве негативных тенденций российского рынка дополнительных услуг аналитики компании отмечают стагнацию в сегменте «Мобильный контент» и снижение темпов роста выручки от услуг RBT. С другой стороны, выручка в ряде сегментов рынка (Мобильная коммерция и Мобильный Интернет) продолжает расти.