Компания J’son & Partners Consulting представила результаты исследования рынка платного телевидения Северо-Западного Федерального округа (без учета Санкт-Петербурга) по состоянию отрасли в регионе по итогам 2008 г.
По оценкам J'son & Partners Consulting, на начало 2009 г. услугами платного телевидения всего в России пользовались порядка 11,8 млн абонентов. Таким образом, проникновение услуги платного ТВ составляет около 28% от городских домохозяйств. По сравнению с 2007 г. абонентская база пользователей услуг платного ТВ в России выросла более чем на 30%.
Рост доходов составил лишь 5%, и по оценкам J'son & Partners Consulting на начало 2009 г. объем рынка платного телевидения достиг уровня 780 млн долл.
Среди тенденций рынка платного телевидения, оказывающих существенное влияние на доходы операторов от услуг платного телевидения, на данный момент можно выделить следующие:
- в условиях снижения доходов пользователи вынуждены отказываться от услуги платного телевидения или переходить на более дешевые тарифные пакеты, что влечет за собой снижение уровня ARPU операторов;
- насыщение части региональных рынков, в условиях которого операторы вынуждены конкурировать за каждого абонента путем увеличения числа предоставляемых каналов и/или снижения тарифов.
В Северо-Западном Федеральном округе без учета Санкт-Петербурга абонентская база услуги платного телевидения, по оценкам J'son & Partners Consulting, на начало 2009 г. составила 1,1млн подключенных домохозяйств, что соответствует доле в 9% в общероссийской абонентской базе данной услуги.
По показателю величины абонентской базы среди регионов рассматриваемого округа лидирует Ленинградская область, занимающая 16% рынка. Калининградская и Вологодская области по абонентской базе в структуре рынка платного телевидения СЗФО занимают 16% и 14% соответственно.
По показателю уровня проникновения услуги в топ-3 регионах помимо Калининградской области (48%) входят также Новгородская (36%) и Вологодская (31%) области. Показатель проникновения для других регионов не превышает 30%.
Для Северо-Западного Федерального округа характерно существенное количество независимых региональных операторов. Тем не менее крупнейшим игроком рынка платного телевидения по абонентской базе в СЗФО является «Триколор», занимающий 31% рынка. Существенную долю также контролирует оператор «Комстар-ОТС», присутствующий в трех регионах СЗФО.