Недавно завершенное исследование компании MX Logic показывает, что доля спама во всех получаемых письмах электронной почты достигла наивысшей из зарегистрированных ранее цифр, – в июле она составила 94,6%. Кроме того, аналитики компании отмечают новый рекорд порожденных Web-ом угроз, что делает такие угрозы главным оружием киберпреступников.
Поскольку большинство сервис-провайдеров фильтрует спам на первом уровне Интернет-связности, основная масса спама обычно не попадает в почтовые ящики пользователей, исключая те письма, которые не были идентифицированы как спам.
По данным MX Logic, объем спама за месяц вырос еще на 27%, а по отношению к февралю 2009 г. — на 400%! Аналитики выявили, что большая часть спамеров для определения новой тактики используют информацию тем в Google. Например, нарушения в работе системы PageRank были порождены спамерами, «накачавшими» темы на сайт Web 2.0 Twitter. Спамеры — постоянные посетители таких сайтов, как Photobucket и Flickr.
MX Logic регулярно формирует пятерку «лучших» категорий спама и стран-источников спама. В июле наиболее часто используемыми для спама темами стали здоровье, предложение товара, образование, изучение иностранных языков и фишинговые письма. В первую пятерку стран-спамеров вошли: США (1 место), Бразилия (2-е), и далее Польша, Украина и Республика Корея.
Новую статистику спам-активности в Рунете представила «Лаборатория Касперского». Судя по отчету этой компании, в первом полугодии 2009 г. экономический кризис не сказался на объемах рассылаемого спама. Его доля в почтовом трафике в среднем составила 85,5%, что почти не отличается от аналогичного показателя первого полугодия 2008 г., при этом 0,3% спамовых писем содержали вредоносные вложения.
Однако тематика спама существенно изменилась: стало больше саморекламы спамеров, процент которой достиг рекордной отметки в 16,6%, а доля спама с предложениями товаров и услуг снизилась на 10% и в целом составила около 35% всего спама. По сравнению с тем же периодом 2008 г. стало меньше предложений от туристических и образовательных фирм и рекламы.
Кризис почти не отразился на предложениях теневых структур экономики, вредоносном и мошенническом спаме — 65% от общего объема. Причины ясны: во-первых, спам для представителей криминализированных структур — наиболее безопасный способ найти клиентов (в силу его анонимности). Во-вторых, без спама некоторые виды мошенничества (например, фишинг) просто не могут существовать. При этом затраты на спам у многих криминальных IT-структур минимальны, поскольку они имеют собственные ботнеты и мощности для рассылки спама.
Тематические рубрики спама, лидировавшие в первой половине 2009 г, следующие: «Медикаменты; товары/услуги для здоровья» (22,1%), реклама спамерских услуг (16,6%), «Спам „для взрослых“» (11%), «Образование» (10,4%), «Реплики элитных товаров» (7,4%). Доля фишинговых писем в почте снизилась: ссылки на соответствующие сайты находились лишь в 0,6% писем. Вероятно, антифишинговые меры, принимаемые крупными платежными системами и банками, и общий рост интернет-грамотности пользователей ставят заслон для деятельности виртуальных мошенников.
По данным «Лаборатории Касперского», мировыми лидерами по источникам спама за полугодие пока остались Россия (11%) и США (10%), но число спам-сообщений, рассылаемых из этих стран, сокращается (во втором полугодии 2008 г. из России рассылалось 22% спама, а к июню сократилась до 8%). В целом в рейтинге наметилось перемещение основных источников рассылки спама с Запада на Восток.