Институт обучения и развития партнеров (IPED) провел второе глобальное исследование «Состояние ИТ-рынка в канале». Его участниками в России стали представители почти 100 компаний. Опрос проводился методом онлайн-анкетирования весной 2009 г. Исследование должно было установить, какие рыночные факторы способствуют успеху российских ИТ-компаний. Какие вертикальные рынки они считают приоритетными? Какие продукция и услуги составляют основу доходов компаний и какие из них наиболее рентабельны? На кого из вендоров делают ставку российские компании? Какие инструменты маркетинга респонденты считают наиболее эффективными?
Согласно данным исследования, больше половины своих доходов российские респонденты* получили от продажи и внедрения продуктов (ПО и оборудования). Четвертая часть доходов была получена благодаря формированию интегрированных пакетов из ПО, оборудования и услуг, поставляемых в рамках отдельных проектов. Оставшееся примерно в равных пропорциях разделилось между консалтингом (услуги ИТ- и общего бизнес-консалтинга, необходимые для разработки архитектуры и проектирования решений, независимые от проектов внедрения) и услугами управления ИТ (постоянные услуги управления ИТ по договору, осуществляющие упреждающий мониторинг или системное администрирование и/или текущую поддержку).
Результаты опроса показали, что в 2008 г. около половины компаний-респондентов работали с более чем 250 заказчиками. А примерно у пятой части участников опроса было менее 25 клиентов. Оставшиеся по большей части взаимодействовали с 50-150 заказчиками. При этом более 31,3% дохода принесли новые клиенты.
Несмотря на тяжелое кризисное время, 12,5% опрошенных считают, что в 2009 г. валовой доход их компаний вырастет более чем на 15%. Еще 15,6% рассчитывают на рост оборота от 3 до 15%. Примерно одна пятая (21,9%) считает, что их компании смогут сохранить уровень продаж прошлого года (от +3 до -3%). Около 10% воздержались от ответа, а оставшиеся, примерно в равных долях, уверены, что либо их компании потеряют незначительно (от 3 до 15%), либо гораздо более серьезно (более 15%).
Для достижения своих целей больше половины респондентов планируют расширить модель продаж и улучшить обслуживание заказчиков, найти новый бизнес/привлечь новых клиентов, а также более агрессивно продвигать свой бизнес.
Респонденты по-прежнему одними из главных конкурентных преимуществ считают выстроенные отношения со многими вендорами (59%), репутацию этих вендоров (59%), а также быстрый отклик на запросы клиентов и условия поставки (59%). Далее следуют: географическая близость к заказчику (46,2%), отношения доверенного консультанта (46%), превосходная техническая поддержка (43,6%), уникальное понимание специализированных технологий (41%), множество сертификатов и удостоверений (35,9%), помощь в упреждающем управлении рисками и издержками (35,9%), большое количество рекомендующих клиентов (33,3%). Куда меньше оказалось тех, кто обладает «уникальным пониманием вертикального рынка» (15,4%) и у кого «самые агрессивные цены» (12,8%).
По сравнению с 2008 г. значительно изменились основные причины, которые, по мнению респондентов, мешают росту их бизнеса. Год назад это были: высокий уровень конкуренции, недостаток квалифицированных продавцов и технических специалистов, отсутствие в компаниях эффективного маркетинга, неспособность формировать спрос. Сейчас же на первый план вышли экономические проблемы, что вполне естественно. Кроме этого респондентов волнуют невозможность заказчиков оправдать инвестиции в данный момент и конкуренция со стороны своих коллег.
Большая часть опрошенных либо уже предоставляет различные услуги по управлению ИТ (38,8%), либо собирается это делать в ближайшие 12-18 мес (24,5%). Оставшиеся 36,7% опрошенных не планируют заниматься этой деятельностью. По данным исследования, высокий потенциал дохода остается главным фактором, заставляющим заниматься продвижением услуг по управлению ИТ. Кроме того, немаловажными являются потребительский спрос и масштабируемость/гибкость. Согласно прошлогоднему исследованию, в 2007 г. наиболее популярными услугами по управлению ИТ (более 30% ответов) было управление в следующих сферах: офисными приложениями на ПК, корпоративными приложениями, сетевой инфраструктурой, периферией, печатью. В 2008 г. к ним добавились услуги управления связями с клиентами (CRM) и хранением данных (хранение вне офиса, бесперебойность бизнеса/аварийное восстановление). Однако услуги по управлению печатью и принтерами на этот раз недобрали до 30%-ной отметки. Кроме этого стоит отметить резкий рост объема услуг управления безопасностью (безопасность соединений, VPN) — с 3,6 до 20,7% и резкое падение VoIP — с 10,7 до 3,4%.
Средний цикл продажи ИТ-продукции (в том числе, услуг), по данным исследования, занимает 4 недели. При этом больше всего времени (46,5%) при продажах представители ИТ-компаний тратят на взаимодействие с ИТ-менеджерами и техническими специалистами заказчиков, 28,7% времени отнимает у них работа с высшим руководством, а еще 24,7% уходит на убеждение других топ-менеджеров (директора по финансам, по производству и т. п.).
Наиболее интересными вертикальными сегментами (более 40% ответов) респонденты назвали банковский, производство, телекоммуникации, госсектор, предприятия розничной и оптовой торговли/дистрибуции.
При выборе продукта для поставки заказчику или для использования в проектах респонденты считают наиболее важными его качество и надежность (стабильность, производительность, масштабируемость), потенциал дохода и прибыли (процент валовой маржи, потенциал добавленных услуг, дополнительных продаж и скидок с цены, контракты на обслуживание), ROI (отдача на инвестиции), а также поддержку продаж (качество подбора заказчиков и реферралов, компенсационные скидки и льготы) (таблица 5).
Ключевыми задачами для большинства респондентов на ближайшие 12-18 месяцев станут: выход на новые рынки, расширение товарного портфеля и расширение своего присутствия в регионе/рамках страны. При этом лишь 2,3% опрошенных желают продать свой бизнес или купить чужой, 4,7% интересует тема возможного слияния, а 7% ищут преемника для передачи своего бизнеса. Это очень близко к цифрам, полученным при опросе в прошлом году.
Что касается расходов на маркетинг в ближайшие 12-18 месяцев, то 35,9% опрошенных сообщили о более чем 10%-ном сокращении бюджетов на этот вид деятельности. Еще 35,9% считают, что бюджеты либо останутся на прежнем уровне, либо сократятся незначительно (до 10%). При этом 10,3% респондентов намерены увеличить маркетинговые бюджеты более чем на 10%.
Отметим, что, по результатам опроса, в среднем компании тратят около 5% бюджета на различные маркетинговые инициативы. Самыми эффективными, по мнению респондентов, как и в прошлом году, остаются неформальные встречи с заказчиками и различные виды семинаров.
* Портрет респондента
Наибольшая часть российских респондентов (47,8%) отнесла себя к руководителям или сотрудникам отдела маркетинга. Около четверти опрошенных (28,4%) сообщили, что они являются руководителями высшего звена. Руководителями направлений (финансы, операционная деятельность, закупки) представились 6%. Еще 6% возглавляют или работают в отделе продаж. По 3% пришлось на категории «Техническое руководство/Технический персонал» и «Консультант по вопросам бизнеса». Оставшиеся выбрали категорию «Другое».
Из российских участников опроса 21,9% сообщили, что работают в компании с валовым доходом менее 1 млн долл. (за 2008 г.), 34,4% — с доходом от 1 до 10 млн долл. и 25% — более 10 млн долл. Остальные воздержались от ответа.
Почти треть опрошенных (32,5%) компаний отнесли себя к поставщикам полных решений (можно было выбрать одну специализацию, описание которой лучше всего характеризует их деятельность). В эту категорию попали компании, поставляющие широкий спектр технологий и решений в нескольких разных вертикалях. Четвертая часть опрошенных выбрала категорию системного интегратора. По условиям опроса таковыми считались организации, традиционно получающие около половины дохода от услуг консалтинга и 40% дохода от ИТ-услуг.
Операционная прибыль «усредненной» компании-респондента составила 10,5%, а штат — около 90 человек.
Более подробную информацию читайте на сайте CRN/RE — http://www.crn.ru/numbers/reg-numbers/detail.php?ID=29306.