Компания J’son & Partners Consulting провела исследования бизнес-моделей и аудитории российских Интернет-порталов. Исследование затронуло 8 типов порталов: Онлайн игры; порталы по продаже ПО; социальные сети; видеохостинги; службы знакомств; поисковые системы; региональные порталы; бизнес-порталы.
Аналитики отмечают, что эра бесплатного Интернет для пользователей заканчивается, порталы перестают быть просто рекламной площадкой, развивается тенденция коммерциализации веб-ресурсов на основе платных услуг для пользователей.
В целом для Интернет-порталов можно выделить следующие виды бизнес-моделей:
- Платная – за сервис платит пользователь;
- Рекламная – бесплатный сервис для пользователей с демонстрацией рекламных объявлений;
- Смешанная – бесплатный базовый функционал с платными дополнительными услугами и размещением рекламы на ресурсе.
«Старожилы» российского Интернета – порталы, созданные еще в 90-х годах (Яндекс, Рамблер, РБК) – в большинстве придерживаются рекламной модели, в то время как амбициозные новички начинают получать доход напрямую от посетителей.
Крупнейшие многопользовательские онлайн-игры в России совсем отказались от рекламы, они получают доход исключительно от продажи «артефактов» и прочего игрового контента. Для них отсутствие рекламных сообщений является своего рода знаком качества. Однако это один из немногих примеров: пока же «чистые» виды бизнес-моделей (рекламная или платная) встретить сложно – переход осуществляется постепенно за счет введения смешанной модели. Реклама при этом не отменяется. Так, например, социальные сети, основную часть доходов которых изначально составляла продажа рекламных площадок, начали предлагать своим пользователям различные виды дополнительных платных услуг: самопродвижение (поднятие в рейтинге); расширенное дисковое пространство для видео и фотоальбома; платные подарки, оценки и др.
К сожалению все еще существуют ограничения для реализации платной бизнес-модели, среди которых можно выделить относительно низкий уровень проникновения платежных инструментов – пластиковых карт, Интернет-платежей и проч. Так, по оценкам J’son & Partners Consulting в России на конец 2008 года было выпущено около 120 миллионов пластиковых карт, из них только 8% используются как платежный инструмент. На текущий момент наиболее удобными для пользователей остаются SMS-платежи, однако это ведет к удорожанию сервисов, ведь около половины стоимости SMS отчисляется на счет оператора сотовой связи.
Наиболее активными пользователями Интернета остаются мужчины. Из восьми типов рассмотренных порталов в аудитории семи из них преобладают именно мужчины, и только социальные сети пользуются большей популярностью среди женщин.
Наиболее молодые посетители Интернет активно играют в многопользовательские онлайн-игры (более половины пользователей младше 25 лет), а старшая аудитория предпочитает пользоваться Интернет преимущественно для поиска информации и чтения новостей в сфере бизнеса (57% пользователей бизнес-порталов приходится на людей старше 30 лет).
Аудитория с самым низким уровнем дохода свойственна службам знакомств (каждый четвертый имеет доход ниже 9 тыс. руб. в месяц), а также региональным порталам. Бизнес-порталы, наоборот, консолидируют более высокооплачиваемую часть аудитории сети Интернет, в основном это посетители, профессиональный статус которых относится к категории менеджмента и собственников бизнеса (порядка 40% посетителей).
Структура аудитории российских Интернет-порталов в координатах пол, возраст, месячный доход представлена на рисунке.
Источник: J’son & Partners Consulting