По оценкам независимого информационно-аналитического портала Anti-Malware.ru*, несмотря на кризис, суммарный объем российского рынка антивирусного ПО в 2008 г. составил рекордные 210 млн долл., что на 57% больше аналогичного показателя 2007 г. И хотя темпы роста рынка несколько замедлились (годом ранее этот показатель составил 94%), они все еще остаются достаточно высокими.
Эксперты Anti-Malware.ru отмечают, что, как и в 2007 г., наибольший вклад в рост антивирусного рынка внесло «обеление» программного обеспечения, установленного в организациях и на компьютерах домашних пользователей. Производители антивирусного ПО сделали значительный шаг в сторону потребителя — коробочные продукты теперь можно встретить во многих магазинах в различных городах России. Для многих клиентов купить антивирус становится проще, чем искать для него в сети пиратские ключи, что продолжает сказываться на росте доходов вендоров.
Значимым событием 2008 г. стало активное продвижение антивирусных продуктов по подписке через интернет-провайдеров. По сути, открылся новый емкий канал продаж, в котором хороших успехов добилась российская компания «Доктор Веб», которая первой воспользовалась предоставленной бизнес-возможностью.
Государство в 2008 г. продолжало стимулировать рынок крупными тендерами на поставку антивирусного ПО, что также внесло существенный вклад в объем рынка, особенно в условиях начавшегося в конце года финансового кризиса.
Лидером на российском рынке стала «Лаборатория Касперского». Объем продаж компании в 2008 г составил 98 млн долл., что соответствует доле рынка 46,6%. Результат в основном связан с розничными продажами: в 2008 г «Лаборатория» представила новую линейку продуктов для домашних пользователей. Компания Eset сумела выйти на второе место на рынке с объемом продаж 43 млн долл. (доля рынка 20,5%), темпы роста компании составили 135%. Как и годом раньше, Eset около 50% своих доходов в России получила от розничных продаж.
Третью позицию на рынке с объемом продаж 31 млн долл. занимает корпорация Symantec. Ее доля за этот год уменьшилась с 18,4 до 14,7%. Большую часть доходов компания получила благодаря продажам в корпоративном сегменте. Антивирусная компания «Доктор Веб» сумела немного укрепить свою позицию на рынке: с объемом продаж около 15 млн долл она теперь занимает 7,4% рынка. За год прирост ее объема продаж составил 84,5%. Кроме удачного проекта Dr.Web AV-Desk (антивирус как услуга), определенный успех «Доктор Веб» объясняется долгожданным выходом новой версии Dr.Web 5.0.
В итоге тройка лидеров — «Лаборатория Касперского», Eset и Symantec — в сумме заработали 172 млн долл., что составляет 82% рынка антивирусного ПО в России.
В 2009 г. объем продаж антивирусного ПО в России, по прогнозу Anti-Malware.ru, составит около 270 млн долл. Предполагается, что из-за экономического кризиса в текущем году рост рынка будет гораздо меньшим, чем в последние несколько лет — он вряд ли превысит 30%.
По мнению экспертов Anti-Malware.ru, наилучшие позиции в кризис будут у тех игроков, чьи продажи сосредоточены в корпоративном сегменте, так как значительных сокращений бюджетов на информационную безопасность не ожидается. Те же компании, которые ориентированы на продажи в рознице и в сегменте малых и средних предприятий, в 2009 г. могут сильно потерять в объемах продаж
* Anti-Malware.ru — независимый российский информационно-аналитический портал, посвященный программному обеспечению для защиты от различного типа вредоносных программ. На сайте освещаются, анализируются и сравниваются продукты ведущих мировых производителей и методы защиты от всех видов современных угроз, которые попадают под определение malware.