Весеннее обновление коснулось и российского рынка программных средств обеспечения безопасности. Случилось давно ожидаемое событие — еще одна компания, работающая в этом сегменте, российское представительство фирмы ESET — сообщило об итогах своей работы в 2008 г. До него такие данные публиковала только «Лаборатория Касперского» (см., например, http://www.itbestsellers.ru/news/detail.php?ID=14755). Описываемое событие еще более уникально тем, что штаб-квартира ESET абсолютных цифр по мировым продажам не приводит.
Совокупная выручка московского представительства фирмы от продаж как корпоративных, так и персональных продуктов ESET в России и странах СНГ (за исключением Украины, где действует свое представительство) в ценах конечных пользователей составила 45 млн долл. (При подсчете итогов перевод в доллары осуществлялся по курсу на начало каждого отчетного месяца.) Это второй, после Словакии, откуда родом ESET, объем продаж ее продуктов в мире.
Несмотря на экономические трудности, компания сохранила высокие темпы роста. Они уже не зашкаливают за 300%, как было в предыдущие годы, но и 100% нужно признать отличным результатом в нынешних условиях. По мнению главы представительства Андрея Албитова, на долю ESET приходится 27 — 29% всех продаж антивирусного ПО в России, а компания является лидером отрасли по темпам ежегодного роста. На основе этих данных сотрудники представительства оценили общий объем отечественного рынка антивирусного ПО в 2008 г. в 160 — 170 млн долл., а темпы его роста — в 100%.
Значительные изменения претерпела структура продаж ESET: розничные догнали корпоративные, однако ожидается, что в 2009 г. последние вернут себе лидерство, не в последнюю очередь из-за экономических трудностей в торговых сетях, но с небольшим перевесом.
Однако деятельность российского представительства отнюдь не ограничивается организацией канала поставок, где, кстати, в прошлом году произошли изменения. В дополнение к сотрудничеству с фирмами 1С и МONT заключено соглашение с компанией RRC, что сделано не случайно. В 2008 г. начата продажа предустановленных серверных антивирусных решений на базе продукции фирмы Dell собственной (российской) разработки. А RRC имеет богатый опыт распространения подобного аппаратного обеспечения. Кроме того программные продукты ESET теперь не только имеют русскоязычный интерфейс и обеспечены круглосуточной технической поддержкой, но в число поддерживаемых программ-почтовых клиентов, теперь входит и популярный в России «почтовик» The BAT!
По мнению директора по маркетингу российского представительства ESET Анны Александровой, одной из основных тенденций 2009 г. станет снижение рыночных долей компаний-поставщиков антивирусных решений, принадлежащих ко второму и третьему эшелону. Это суждение подтверждается результатами исследования интернет-аудитории, проведенного компанией РОМИР в феврале 2009 г. Доля двух фирм лидеров («Лаборатории Касперского» и ESET), согласно им, действительно выросла. Насколько справедливы эти выводы покажет время и... открытость остальных игроков рынка.