Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), Alibaba Group, ПАО «МегаФон» и Mail.Ru Group объявили о стратегическом партнерстве, в рамках которого будет создано крупнейшее в России и СНГ совместное предприятие в области социальной коммерции. Цель объединения – интеграция ключевых потребительских интернет- и e-commerce-платформ в России.
В рамках партнерства будет сформировано совместное предприятие AliExpress Russia, построенное в том числе на текущем бизнесе AliExpress в России. Стороны объединят стратегические активы и инвестируют новый капитал, менеджмент, ресурсы и экспертизу, чтобы создать сверхвыгодные условия ритейлерам, потребителям и интернет-пользователям России и СНГ, а также ускорить рост цифровой экономики в России.
Условия сделки и структура владения совместным предприятием:
· .Alibaba Group сделает бизнес AliExpress в России частью нового совместного предприятия, которое будет включать в себя текущие локальные и трансграничные операционные активы Alibaba Group в России, в том числе бизнес международной платформы электронной коммерции AliExpress и российской B2C-площадки Tmall. В дальнейшем Alibaba Group будет инвестировать денежные средства и другие ресурсы в СП для поддержания его деятельности.
· РФПИ станет стратегическим участником AliExpress Russia, приобретя общую долю в 13% путём инвестиций капитала и приобретения дополнительной доли СП у Alibaba Group.
· МегаФон продаст Alibaba Group свою долю в 10% в Mail.Ru Group в обмен на 24% доли в AliExpress Russia.
· Mail.Ru Group передаст СП свой бизнес электронной коммерции Pandao, денежные средства, а также дистрибуцию в формате интеграции с продуктами Mail.Ru Group. Доля компании в AliExpress Russia составит 15%.
· AliExpress Russia и Mail.Ru Group заключат соглашение о стратегическом сотрудничестве, которое подразумевает, помимо прочего, обмен трафиком и продуктовыми инициативами.
· В рамках СП планируется расширить экосистему и возможности повседневного использования сервиса за счет инвестирования в другие бизнесы совместно с Mail.Ru Group, включая FoodTech и другие направления.
После завершения транзакций в рамках условий по закрытию сделки и её согласования всеми партнерами в СП, владельцами AliExpress Russia станут Alibaba Group (48%), МегаФон (24%), Mail.Ru Group (15%) и РФПИ (13%). Деятельность СП будет осуществляться во всех сегментах электронной коммерции, в том числе в трансграничном и локальном маркетплейсах, а также путем собственных прямых продаж.
Среди ключевых стратегических преимуществ AliExpress Russia участники называют использование синергии социальных сервисов и коммерции и стимулирование развития российской цифровой экономики. Партнерство также будет способствовать долговременному технологическому сотрудничеству и построению инфраструктуры коммерции в России и мире.
Ожидается, что сделка будет закрыта в первом квартале 2019 г.