По данным аналитической компании ITResearch, в течение 4 квартала 2022 г. в России было продано около 400 тыс. ИБП. В деньгах рынок оценивается в 109 млн. долл. По сравнению с предыдущим кварталом рынок прибавил 25% в штуках и 45% в деньгах. Такая разная динамика связана с тем, что в отличие от 3 квартала, когда массовый рынок чувствовал себя лучше «тяжелого», в конце года улучшилась ситуация с замещением многих «грандов», которые преимущественно работали в инфраструктурном сегменте.
В итоге темпы снижения в 4 квартале и за 2022 год в целом оказались заметно ниже, чем это виделось еще осенью. Всего снижение (год к году) в 4 квартале составило 8,6% в штуках и 7,4% в деньгах.
Интегрально 2022 г оказался не так плох, как представлялось ранее. Общие продажи составили 1,13 млн устройств на сумму 312 млн. долл., что по сравнению с предыдущим годом означает снижение на 17% в штуках и 14% в деньгах соответственно. Намного меньше, чем всем представлялось весной, когда начались санкционные процессы..
Российский рынок ИБП в 2022 г. потерял практически всех основных «грандов». Официально прекратили операции в России Schneider Electric, Eaton, ABB, Legrand, Vertiv... Также ряд серьезных производителей, формально не покинув рынок, «ушли в подполье». Но их активно замещали новые, в первую очередь российские производители. По оценкам аналитиков ITResearch, доля произведенного внутри страны оборудования (по крайней мере с сертификатом) к концу года уже приблизилась к 15% в деньгах.
В итоге по итогам результатам 4 квартала 2022 г. весь пьедестал остался за CyberPower, Powercom и Ippon. Они лидеры как в штучных, так и в денежных показателях. Очень значимые объемы показали также Импульс и Парус, а также Centiel и Бастион. APC by Schneider Electric еще также пока рано сбрасывать со счетов благодаря параллельному импорту.
По итогам всего 2022 г. лидерство за Ippon, за ней следует APC by Schneider Electric (благодаря серьезному заделу первых месяцев года), а далее CyberPower и Powercom. Кстати, стоит отметить, что в течение года индекс интенсивности конкуренции (Герфиндаля, сумма квадратов рыночных долей игроков) снизился с 0,11 до 0,069. Это прямое свидетельство обрушения прежнего монополиста и переход рынка в состояние сверхинтенсивной конкуренции.