При обработке статистических материалов второго полугодия рынка цифровых фотокамер для данной статьи первое, что бросилось в глаза, — это резко уменьшение числа новинок Samsung и Sony, компаний, которые в течение длительного времени уверенно находятся в тройке лидеров. В первой половине 2008 г. эти вендоры на двоих выдали 33 новинки, в рассматриваемом же периоде1 в сумме они недотянули даже до их двухзначного числа.

Объяснять такие перемены грянувшим во втором полугодии пресловутым кризисом мы не спешим, и вот почему. Параллельно с рынком цифровых фотокамер мы исследуем и рынок цифровых видеокамер, который заметно отстает по динамике от рынка фото, более того, он показывает отрицательную динамику. На рынке видео ярко выражен сезонный фактор — пик продаж приходится на II квартал, в то время как на быстрорастущем рынке, которым до IV квартала являлся рынок фото, сезонный фактор незаметен. И все же не исключено, что при уменьшении динамики роста рынка фото II квартал увеличит свою долю на фоне остальных, а то и станет лидером. Таким образом, сравнивая число новинок упомянутых вендоров в двух полугодиях 2008 г., можно полагать, что для них было важнее объявить больше новинок в начале года перед сезоном отпусков, а не перед Новым годом. Вполне возможно, что цифровой фотоаппарат перестал быть таким же интересным и долгожданным подарком на Новый год, каким он был несколько лет назад.

Дополнительным доводом в пользу минимального влияния кризиса в конце года (и его предпосылок в начале года) на количество новинок во втором полугодии является и тот факт, что в нынешнем году на сайте компании Samsung уже появилось около десятка новинок.

Тенденции

Увеличение доли камер с бо'льшим разрешением и сокращение с меньшим никого уже не удивит. Но если посмотреть на рис. 1, можно заметить, что в рассматриваемом периоде разница долей 10- и 8-Мп камер (без учета зеркалок) гораздо меньше, чем годом ранее была разница между долями 8-Мп и 7-Мп — тогдашнего лидера в товарном предложении. Кстати, доля 7-Мп камер во II квартале практически один в один совпадает с долей 6-Мп камер годом ранее, а это дает возможность предположить, что через год камеры с разрешением менее 8 Мп в товарном предложении будут занимать лишь тонкую прослойку. В продажах ситуация несколько иная, так как бестселлеры, являясь, как правило, бюджетными моделями, имеют разрешение, на единицу или двойку отличающееся от разрешения, лидирующего в товарном предложении.

Рис. 1. Динамика структуры товарного предложения цифровых камер по разрешению матрицы (без учета зеркальных камер).

Среднее разрешение в товарном предложении показано на рис. 2. Данное «среднее по больнице» отображает тренд движения рынка, а именно: несмотря на то что большинству пользователей, профессионально не занимающихся фотографией, вполне хватило бы среднего разрешения двухлетней давности, производители не намерены останавливаться на определенном этапе. Рост разрешения, как среднего по отрасли, так и максимального у флагманских моделей рынка, отстает от закономерности, выявленной в свое время Гордоном Муром относительно роста числа транзисторных элементов на единицу площади в микросхемах, которое каждые два года удваивается. Мы можем предположить, что разрешение светочувствительных матриц могло бы увеличиваться если не в два раза в два года, то несколько быстрее, чем мы наблюдаем. Но в отличие от рынка вычислительных систем рынок фото не имеет таких же мощных драйверов развития. В настоящее время практически у всех лидеров рынка в продуктовом портфеле есть компактные камеры с разрешением более 14 Мп. Что касается зеркалок, то нынешний рекорд в 24,6 Мп принадлежит новинке от компании Sony — Alpha DSLR-A900.

Рис. 2. Среднее разрешение в товарном предложении компактных камер.

Максимальный фактор зума остался прежним, 20х. Зато увечилось максимальное фокусное расстояние — в эквиваленте 35-мм пленки оно составило 560 мм. (Canon PowerShot SX10 IS). Ранее рекорд фокусного расстояния телеобъектива, 520 мм, принадлежал Olympus SP-570 UZ. В момент написания статьи на сайте компании Olympus присутствовала камера SP-590UZ с оптическим приближением 26х и фокусным расстоянием 26–676 мм в эквиваленте 35-мм пленки (естественно, в таблице товарного предложения прошлого года эта камера отсутствует). Конечно, при таких приближениях малейшее дрожание руки будет смазывать снимки. Это исправляется съемкой со штатива или с какого-то упора с использованием задержки спуска затвора. Примечательно, что до сих пор некоторые производители заманивают покупателя числом приближения, которое получается при перемножении оптического и цифрового зума.

Наряду с максимальным фокусным расстоянием телеобъектива изменилось и минимальное значение широкоугольного объектива, теперь это 24 мм у Panasonic DMC-LX3. Ранее рекорд составлял 25 мм (также у Panasonic).

Максимальный размер ЖК-дисплея камер также остался прежним, 3,5 дюйма. Зато в модели Sony DSC-T700 реализован экран такой же диагонали с разрешением 921 тыс. точек, ранее такое разрешение экрана использовалось только в профессиональных зеркальных камерах. Кстати, подавляющее число новинок разных производителей в классе зеркальных камер имеют именно такое разрешение ЖК-дисплея.

Порыв компании Casio в реализации скоростной съемки в любительских камерах был некоторым образом подхвачен и остальными игроками рынка. Правда, в отличие от Casio F1 технические характеристики подобных камер не так впечатляют — они снимают с меньшими скоростью и разрешением. Зато в этом случае, чтобы иметь возможность поиграться с данной функцией, можно обойтись гораздо меньшими затратами. Сама компания Casio выпустила камеру Exilim EX-FH20, менее скоростную, чем Exilim Pro EX-F1, зато более логичную с точки зрения разрешения матрицы (9 Мп). Все-таки, даже в свете сказанного выше, 6 Мп в начале 2008 г. даже при скорости 60 кадр./с на топовой модели смотрелись немного странно.

Кроме водонепроницаемых и ударопрочных камер на рынке в преддверии зимы появилось несколько морозоустойчивых. Не лишняя особенность, ведь раньше при съемке на морозе приходилось прятать камеру под одежду, чтобы обезопасить ее от переохлаждения.

Постепенно развивается съемка с учетом фокусировки на лицах фотографируемых. Ранее камеры просто фокусировались на лицах или спускали затвор при появлении улыбки. Среди новинок второй половины года есть такие, которые кроме улыбок контролируют моргание в кадре людей.

В ряде новых моделей появилась любопытная возможность создавать так называемый семейный регистр, в котором сохраняются данные, замеряемые в виде биометрической маски. При появлении в кадре нескольких лиц эта функция в первую очередь осуществляет фокусировку на лицах из регистра. Другими словами, предполагается, что владельцы такой камеры будут получаться на групповых снимках лучше, чем остальные при съемке на их аппарат. Режим «эгоист» — первое, что приходит на ум.

Некоторые модели Canon теперь распознают положение лиц в кадре (под углом, в профиль и пр.). Кроме этого добавилась функция FaceSelf-таймера, который спускает затвор после того, как новое лицо попадает в кадр. Это, по словам вендора, облегчает создание групповых фотоснимков и автопортретов.

Компания Nikon оснастила свой продукт Coolpix P6000 встроенной системой глобального позиционирования (GPS), позволяющей записывать координаты местности, где были сделаны соответствующие снимки. С одной стороны, интересная функция, так как сохраняются координаты понравившегося места. С другой — в любом случае, чтобы потом найти это место, предполагается наличие GPS-навигатора, который и без наличия такой функции мог бы справиться с этой задачей.

У автоматического режима камер есть один неоспоримый недостаток. Камера оценивает весь кадр и создает настройки выдержки и диафрагмы с учетом всего фона. Таким образом, не освещенные, но интересующие фотографа моменты получаются совсем темными (пример, съемка разноцветных птиц на фоне неба, съемка против солнца). Новая функция Canon, i-Contrast, по заверению производителя, выявляет естественно выглядящие фрагменты на темных участках фотографии и отображает их более светлыми и красочными без затемнения светлых областей.

Дополнительные возможности работы с видео предоставляет модель Fuji FinePix F20fd. Она позволяет продолжить съемки любого отснятого видеоролика даже после выключения камеры (к сожалению, это возможно только с роликами длительностью до 1 мин).

Класс зеркальных камер в прошлом отличался тем, что в нем не была реализована видеосъемка. Нужна ли такая функция людям, профессионально занимающимся фотографией, вопрос спорный. В любом случае она будет не лишней, если значительно не увеличивает стоимость камеры. Nikon D90 и Canon EOS 5D Mark II стали первыми моделями с возможностью записи видео, причем вторая позволяет вести видеосъемку в формате Full HD. Кроме того, продолжилось появление комплектов зеркальных камер с объективами, ранее доступными только отдельно. Во втором полугодии в основном наборы дополнились зум-объективами с верхними фокусными расстояниями до 300 мм.

Статистика рынка и новинки

Товарное предложение рынка цифровых фотокамер второй половины 2008 г. содержало чуть менее 260 моделей. Напомним, что в первом полугодии мы насчитали почти 300 моделей. Конечно, выборка моделей для включения в статью отчасти субъективна, она основывается на реальных продажах, но учитывается и ряд других факторов. В любом случае заметно, что рынок несколько ужался. Видно это и по количеству новинок, то есть моделей, которые начали продаваться в рассматриваемый период. Их 78 среди компактных камер и 6 зеркальных (в предыдущем полугодии было соответственно 90 и 11). Причем из этих 78-ми новинок 18 в сумме приходятся на компании Fuji и Rekam. Интересно, что эти вендоры массово обновили свои модельные ряды во втором полугодии. То есть, если бы они повели себя, как другие вендоры, разрыв между количеством новинок двух полугодий был бы еще больше.

Лидером по числу новинок стала компания Canon (11 моделей), у Olympus и Fuji — по 10. Самые широкие продуктовые линейки у Canon (31); Samsung и Sony, несмотря на упоминавшееся небольшое количество новинок, остались в первой тройке — 29 и 26 моделей соответственно. По 25 моделей у Olympus и Nikon.

В сегменте зеркальных камер по числу новинок лидером также стала компания Canon — 3 модели. Ее модель EOS 1000D, сто'ящая с объективом 18–55 около 650 долл., предназначена для начинающих фотографов, у которых не хватает денег, например, на EOS 450D. Очевидно, что эта камера была выпущена, чтобы конкурировать с Nikon D60 в сегменте недорогих зеркалок. Кроме EOS 1000D Canon выпустила полупрофессиональную камеру EOS 50D, предназначенную заменить EOS 40D. Новинка EOS 5D Mark II относится к классу профессиональных.

Две новинки появились у компании Nikon, профессиональная D700 и камера среднего уровня D90. Sony выпустила свою первую профессиональную камеру Alpha DSLR-A900.

Всего в таблицах 1–5 (в связи с объемностью таблиц мы их здесь не приводим, а публикуем на нашем сайте, см. http://www.itbestsellers.ru) присутствуют модели от 17 вендоров. Это на единицу больше, чем в предыдущем периоде, — мы добавили продукцию компании Fly, известной прежде всего по рынку сотовых телефонов. На самом деле в продаже встречаются камеры и других производителей, — Polaroid, Rovershot и др., но продаются они в небольших количествах и появляются в каналах продаж время от времени.

Благодаря обилию 10-Мп аппаратов в товарном предложении зеркальных фотокамер лидирующим разрешением на рынке в целом является именно 10 Мп (а не 8 Мп, если рассматривать фотокамеры только с фиксированным объективом, — рис. 1). 10-Мп аппараты занимают 33% рынка, 8-Мп — 32%. Из новинок рынка 46% имеют разрешение 10 Мп, 8 Мп — 21%, 12 Мп и более — 8 и 12% соответственно.

Что касается цен на конкретные модели и средних цен по разрешению матрицы (рис. 3), они, несомненно, снизились. Правда, сравнивать II и IV кварталы не совсем корректно, поскольку в цены вмешались экономическая ситуация и изменение курса доллара. В прошлом же на среднюю цену в основном влияли такие факторы удешевления, как устаревание моделей, распространение технологий и пр., и такие факторы удорожания, как появление новых моделей, технологий и т. п.

Рис. 3. Средние цены цифровых камер по разрешению матрицы.

Нижняя планка цены за цифровые фотокамеры продолжает снижаться. В IV квартале в некоторых торговых сетях продавались камеры дешевле 50 долл. Забегая вперед, заметим, что в I квартале нынешнего года одна модель цифровой камеры продавалась по цене менее 1000 руб.

Рассмотрим различные категории камер. Больше всего похудел класс фотокамер среднего уровня. Вместо 59 камер в предыдущем периоде мы отнесли сюда только 38. На такое снижение повлияли естественный уход с рынка некоторых моделей, небольшое число новинок (12), а также удешевление некоторых моделей в связи с невозможностью продавцов держать долларовый эквивалент, из-за этого некоторые камеры перекочевали в класс начального уровня. Этот класс, в свою очередь, тоже уменьшился с 64 до 49, несмотря на вышеупомянутый «транш», — новинок оказалось недостаточно (тоже 12). Единственный класс, который вырос, — «для требовательных пользователей» — 24 новинки, небольшие потери и вместо 52 моделей в предыдущий период их стало 58. Самое большое число новинок — 30 — в классе ультракомпактных камер, однако это ему не помогло остаться на прежнем уровне, общее количество упало с 88 моделей до 81.

Из-за установленных временных рамок обзора в таблицы не вошли модели, представленные в I квартале текущего года, а также модели, которые были анонсированы в рассматриваемый период, но реальные продажи которых так и не начались. Более подробно они будут рассмотрены в нашем следующем обзоре.

1 Данный материал охватывает второе полугодие 2008 г. и продолжает серию обзоров формата «Анализ товарного предложения на рынке цифровых фотокамер». В него включены наиболее актуальные на отечественном рынке модели, основой для включения которых служили уровень представления в рознице и данные об их реальных продажах. Предыдущую статью «На земле и под водой» см. «Бестселлеры IT-рынка», 2008, №3, с.52.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.