Совсем недавно закончилась битва за подключение всех российских школ к Интернету. Сводки о ходе сражения тиражировались всеми СМИ и обсуждались самыми широкими слоями общественности. Менее заметно началась и идет кампания по оснащению учебных заведений современными средствами донесения знаний до учащихся, в первую очередь видеопроекторами и интерактивными досками.
Всем известно, что подавляющее большинство дорогостоящих электронных средств обучения поступает в школы благодаря тендерам, проводимым в рамках приоритетного национального проекта «Образование», и что технические требования к ним составляют квалифицированные специалисты, которые не допустят попадания в школы техники, не удовлетворяющей условиям эксплуатации, а уж тем более представляющей опасность для здоровья учащихся. И действительно, например, в документе «Техническое задание на поставку и установку интерактивных досок и мультимедийных проекторов для образовательных учреждений ГК образования» (http://www.korolev.ru/files/gu08—118pr3.doc) мы увидим массу технических параметров. Там подробнейшим образом изложено буквально все, что известно о некоем конкретном проекторе, важное и вовсе не относящееся к использованию в школе. Документ выглядит солидно, но на практике наложение такого количества ограничений означает… отсутствие выбора. Фирма, которая возьмется за поставку аппаратуры в школы, при желании не сможет найти изделие другого производителя с точно таким же набором показателей. Возможно, лучшее в главном, и при этом и более дешевое, оно может не удовлетворять каким то несущественным требованиям технического задания. С другой стороны, при созерцании такого «компота» из цифр возникает сомнение в том, понимают ли чиновники от образования потребности средней школы.
На зыбкой почве
С другой стороны, каждый, взявший на себя труд разобраться в основных характеристиках видеопроекторов и их влиянии на пригодность к использованию в учебном процессе, очень быстро поймет, что в системе этих показателей нет ни одного, о котором можно говорить совершенно уверенно. Разве что к таковым с оговорками можно отнести цену. Но о ней — позднее.
Начнем с самого, казалось бы, очевидного — яркости, так чаще всего называют в спецификациях то, что правильнее обозначать термином «величина светового потока». Мало того, что не существует действующего стандарта ее измерения, но само значение еще зависит от типа объектива. В целом заявленные в технических паспортах числа могут отличаться от реальных на 15—38%! И при этом никто не виноват, стандарта нет! Рекомендации по выбору проектора можно найти по адресу: http://http://www.pcmag.ru/solutions/detail. php?ID=16723. Приближенно можно считать, что, начиная со значения в 2500 ANSI-лм (реальных!), устройства можно использовать в помещениях без затемнения. Такие аппараты можно найти во всех ценовых диапазонах. Поскольку большинство школьных классов в той или иной степени затемняются, что позволяет применять устройства с лампой меньшей мощности, то лишь редкие современные экземпляры не удовлетворяют этому требованию.
Еще более расплывчата методика определения такой важной характеристики, как контрастность. На ее значение влияют степень засветки изображения, его размер и материал экрана. Практики считают, что увеличение величины контрастности более чем 500:1 человек различить не в состоянии. Типичным и вполне достаточным значением является 400:1, а для просмотра фильмов даже 100:1. Микрозеркальные (DLP) аппараты дают более высокую цифру, но это практического значения уже не имеет. Получается, что если судить по приведенным производителями значениям контрастности, то подавляющее большинство моделей проекторов также могут использоваться в школах. Для уверенности остается только ознакомиться с результатами измерений реальных экземпляров, которые можно найти в отчетах тестовых лабораторий компьютерных журналов.
Третий параметр — отношение расстояния, с которого осуществляется показ, к длине диагонали изображения. Аппараты, у которых это значение меньше единицы, появились относительно недавно и получили название короткофокусных. Их огромное преимущество для применения в образовании состоит в том, что лектор теперь может не заботиться «о своей прозрачности», а спокойно находиться позади источника изображения, не загораживая световой поток, рядом с аудиторией, которую он должен держать в постоянном внимании. Эти проекторы можно крепить и на небольшой штанге над интерактивной доской, что сразу снимает массу проблем. Вполне возможно, что такое ценное свойство, как короткофокусность, кто то посчитает главным в конкретных условиях его учебного заведения.
В завершение списка основных параметров видеопроекторов кратко — об их разрешении. Поскольку любое его значение, имеющееся у современных аппаратов, вполне удовлетворяет требованиям воспроизведения текста и статичной графики, то и проблема выбора здесь отсутствует.
Теперь рассмотрим характеристики, далеко не всегда встречающиеся в спецификациях, но которые для кого-то могут иметь решающее значение.
Любой преподаватель, использующий в своей работе видеопроектор в паре с компьютером, высоко оценит возможность управления этим комплексом с одного пульта. Для этого на нем должны быть продублированы основные кнопки клавиатуры и мыши, а для передачи сигнала на компьютер предусмотрен USB кабель, соединяющий проектор и ПК, либо последний снабжается выносным ИК-приемником.
Важным условием применения видеопроектора в школе является антивандальное исполнение и наличие в его конструкции устройств, предотвращающих кражи. В некоторой степени эти требования снижает стационарная инсталляция, например, под потолком или на штангах перед интерактивными досками. Но даже в этих случаях весьма желательно наличие устройств для их фиксации и охраны (замки типа Kensington, штыри для крепления тросов, звуковые сигналы при несанкционированном движении и т. п.) и аппаратно-программных средств, предотвращающих нецелевое использование. Самым надежным среди последних считается полное отсутствие каких либо органов управления на корпусе, неплохи и съемные панели, позволяющие «унести кнопки с собой», либо их программная блокировка.
И последнее (но не по важности) — такое трудно формализуемое требование, как простота использования. Далеко не всем учителям средней школы понравится необходимость изучения дополнительной «матчасти». Однако реальные удобства, получаемые при проведении урока, и лучшее качество донесения материалов постепенно становятся мощными стимулами к преодолению этих временных трудностей. Тем не менее такие технические возможности, как автоматическая настройка изображения, самостоятельное детектирование источника сигнала, а также стоящее несколько в стороне, но безусловно полезное предупреждение о приближении перемены, весьма желательны.
Разобравшись с основными требованиями к школьному проектору, можно приступать к формированию списка технических характеристик. Но тут может оказаться, что цена выбранного аппарата «неподъемна».
В итоге получается, что все характеристики, при обсуждении которых было сломано столько копий, нужно оценивать, глядя через призму стоимости устройств. Но не все так печально, с каждым годом количество проекторов, пригодных к рассмотрению в качестве устройств для образования, становится все больше и их техническое разнообразие растет. Пусть это в основном связано с постепенным устареванием и соответственным удешевлением ряда технических решений, в плюсе оказывается наш бюджетный сектор среднего образования.
Выбор есть!
В первой половине 2008 г. на российском рынке присутствовало почти 400 моделей проекторов, продававшихся в реальных объемах. В рамках данной статьи нас будут интересовать две группы устройств: наиболее массовый бизнес сегмент, в котором объединены проекторы для бизнеса, образования (!) и иных структур, где в основном требуется качественное воспроизведение статичного контента, и сегмент универсальных проекторов, которые с равным успехом воспроизводят статичный и динамичный контент. Таким образом, на сегодняшний момент потенциально претендовать на использование в образовательном сегменте могут свыше 300 моделей.
Из всего актуального предложения можно выделить почти 170 бюджетных проекторов (стоимостью 510—1500 долл.), которые могут успешно участвовать в «школьных» тендерах. На диапазон до психологически значимого порога в 1 тыс. долл. в категории универсальных проекторов приходится почти половина всего предложения, а у бизнес-проекторов — менее пятой части. Можно отметить, что в данном ценовом диапазоне присутствуют только микро- и ультрапортативные устройства. Еще одна техническая особенность, на которую хотелось бы указать: несмотря на явно выраженную дешевизну устройств, в группе преобладают (70%) проекторы с «родным» разрешением XGA, и даже присутствуют два широкоформатных устройства с разрешением 1280x800. И еще — на сегодняшний день в рассматриваемый ценовой диапазон входят не менее трех короткофокусных моделей.
Итак, пул потенциальных бюджетных моделей более чем внушителен. Сейчас практически все игроки рынка предлагают проекторы в ценовой группе менее 1500 долл., а семь из них имеют в своей линейке не менее чем 10 (!) различных устройств (см. таблицу).
Модели бюджетных проекторов
Для большей конкретизации разобьем весь этот массив на три группы — ценой до 799 долл., 800—1199 долл. и 1200—1500 долл. Из них самая представительная — средняя группа (см. рисунок).
Динамика товарного предложения проекторов по ценам.
Самым заметным отличием устройств, вошедших в первую группу, является то, что все они имеют разрешение 800x600. В двух других такие встречаются очень редко. Хотя цены на проекторы во всем бюджетном диапазоне различаются почти в три раза, устройства со схожими показателями яркости и контрастности можно обнаружить в любом диапазоне. Для понимания сути различий надо анализировать существенно расширенную систему параметров, при этом, конечно, не забывая про различную ценовую политику вендоров.
Из рисунка также видно, что за последние два года наиболее значительно увеличилось количество предложений в диапазоне до 799 долл., но и в целом выбор относительно недорогих аппаратов растет, что не может не радовать.
Каковы, на ваш взгляд, основные критерии отнесения проектора к группе «Для образования»?
«Определяющие критерии при отнесении проектора для использования в сфере образования (в порядке убывания значимости): 1) малое расстояние проекции, благодаря чему возможна работа с интерактивными досками; 2) доступная цена; 3) высокие яркость и четкость, что позволяет проецировать изображения без затемнения помещения; 4) простота установки и легкость замены лампы или фильтра; 5) повышенная безопасность, защита паролем от несанкционированного использования; 6) широкие возможности подключения к внешним устройствам», — Мария Голубева, специалист отдела маркетинговых коммуникаций компании Sony.
«Проекторы, которые используются в наиболее массовом сегменте этой сферы — школьном и средне специальном образовании — должны быть простыми и надежными, неприхотливыми в обслуживании и недорогими (25—30 тыс. руб.). В таком проекторе должен быть необходимый минимум для обеспечения его устойчивой работы в составе интерактивной системы компьютерного класса. Функционал, как правило, без излишеств.
Востребованность образовательным рынком проекторов с таким набором характеристик находит свое отражение в тендерной документации, т.к. оснащение российских образовательных госучреждений, в основном, проходит через гостендеры.
К счастью, развитие технологий производства проекторов и снижение цен на них дает возможность образовательным учреждениям сегодня за меньшие деньги получать аппараты с повышенной яркостью, дополнительным набором характеристик, словом, более оснащенные, чем даже год назад», — Георгий Ковалев, директор по продажам, «Русский Стиль».
«Мы считаем, что на рынке образования произошли достаточно значительные изменения, связанные с большей информированностью преподавателей и педагогов о новых технологиях и оборудовании для этой сферы. В связи с этим изменились и критерии выбора оборудования. Если раньше решающей величиной была цена оборудования, то сегодня основным критерием является его соответствие поставленным задачам. Уровень преподавания в России вырос и сейчас, на наш взгляд, господствует комплексный подход к выбору оборудования», — Анатолий Гусев, руководитель направления систем отображения информации, «ЛЕГИОН».
«В проекторах для образования, как правило, основную роль играет цена, а поскольку она должна быть минимальной, то и набор функций и характеристики также минимальны. Невысокая яркость (до 2000 Ansi-лм), присутствие только основных типов входов, разрешение XGA (еще совсем недавно это было всего лишь SVGA), минимум дополнительных функций. Но, несмотря на ограниченность бюджетов, пользователи из образовательного сегмента готовы доплачивать за больший срок жизни лампы (4000 ч). Также многие для школы выбирают проекторы на базе LCD-технологии, хотя необходимость именно этой технологии в образовании — факт спорный», — Михаил Гасымов, директор по развитию бизнеса и продажам, «Полимедиа».
«Основные критерии для отнесения проектора к группе «Для образования» следующие: 1) цена. Это особенно актуально, если проекторы поставляются через крупные государственные тендеры; 2) наличие короткофокусного объектива — для работы с интерактивной доской, чтобы минимизировать тень от докладчика; 3) наличие широкоформатной матрицы — желательно. Последнее время ноутбуки постепенно переходят на широкий формат, да и интерактивные доски имеют тенденцию «расширяться»; 4) наличие дополнительных функций, например, Wi-Fi-порта; 5) наличие функции «защита от кражи”», — Дмитрий Комаров, руководитель отдела продаж, CTC Capital.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.