Цифровые фотокамеры
Если опираться на формальные показатели, можно констатировать, что в первой половине 2008 г. рынок цифровых фотокамер продолжил свой рост, объем продаж достиг почти 2,3 млн единиц, а увеличение относительно аналогичного периода 2007 г. составило чуть более 16 %. Однако есть существенный нюанс. В предыдущей статье по структуре продаж1 мы отмечали, что, несмотря на уменьшение относительного годового показателя роста, абсолютное увеличение продаж держится на одном уровне. Но в этот раз кроме уменьшения относительного роста произошло и снижение значения абсолютного увеличения продаж по отношению к предшествовавшему аналогичному периоду (рис. 1).
В денежном выражении объем рынка составил 0,68 млрд долл., это примерно на 21 % больше, чем в прошлом году. Причина того, что рост в денежном эквиваленте превышает количественный, вероятнее всего, кроется в опережающем увеличении продаж зеркальных камер (об этом — ниже).
Рис. 1. Динамика российского рынка цифровых фотокамер в натуральном выражении.
В 2007 г. компании Canon удалось продать на российском рынке более 1 млн камер. Похоже, что в текущем году эта цифра будет побита по результатам уже трех кварталов, для этого лидеру рынка в III квартале необходимо лишь повторить свой прошлогодний результат. Все предпосылки для этого есть.
По результатам продаж первого полугодия в натуральном выражении впереди, естественно, Canon. В первую тройку также вошли Samsung и Sony2. За ними следуют Kodak, Olympus, Panasonic. Здесь компания Kodak заменила Nikon (правда, учитывая спектр предлагаемой продукции в денежном эквиваленте, продажи Nikon находятся выше Kodak). Шестерка сильнейших еще более оторвалась от преследователей. В прошлом году в натуральном исчислении они контролировали 83 % рынка, а в текущем — уже 89 %. Если для 2007 г. индекс Герфиндаля был равен 0,14, то в рассматриваемый период он вырос до 0,17. Это свидетельствует о непрекращающейся олигополизации рынка, когда большие куски «пирога» достаются 5—7 компаниям, а остальные борются за «ломтики». Некоторые фирмы вообще уходят с рынка. Например, Hewlett-Packard. Как указывалось в последней статье по товарному предложению3, в I полугодии 2008 г. цифровые фотокамеры компании НР в канале продаж первого уровня практически отсутствовали. В то же время мы отмечали выход на рынок фирм BBK и Ricoh. Если вклад Ricoh пока не очень заметен, то компания BBK в первой половине 2008 г., вероятно, благодаря известности на рынке бытовой электроники, по количеству проданных фотокамер сумела вплотную подобраться к лидирующей десятке.
На очереди 8 Мп
Нет ничего удивительного в том, что произошла очередная смена лидирующего разрешения. По итогам анализируемого периода первыми по объему продаж стали фотокамеры с матрицей 8 Мп. Причем доля этого разрешения превысила 2 / 5 всего рынка. Годом ранее доля тогдашнего лидера — 7 Мп — недотянула до 40 % несколько «пунктов».
На рис. 2 видно, что продажи 8-Мп устройств в первом полугодии 2008 г. относительно аналогичного периода 2007 г. увеличились почти в шесть раз. Продажи 7-Мп аппаратов практически не изменились по отношению к показателю годичной давности. Сегмент 10-Мп камер вырос всего лишь на треть. Небольшой рост поставок данного разрешения связан с тем, что и в прошлом году они были на приличном уровне, и, вполне вероятно, с тем, что часть покупателей вместо 10 Мп выбрала 12. Скорее всего, по итогам года 10 Мп увеличат свою долю. На данной диаграмме не показана динамика разрешения 12 Мп и выше, так как на фоне более чем 35-кратного роста этого сегмента остальные были бы просто незаметны. Столь большие изменения объясняются просто — годом ранее 12-Мп устройства фактически только начинали продаваться. Примерно в 9 раз увеличились продажи аппаратов с разрешением 9 Мп (поэтому их тоже нет на рис. 2), этот сегмент по абсолютным показателям продаж все еще остается несущественным.
Анализируя статистику первых полугодий с 2006 по 2008 гг., можно заметить, что спектр наиболее продаваемых разрешений сужается. Если в 2006 г. двузначными долями рынка обладали аппараты с четырьмя значениями разрешения матриц (4, 5, 6, 7 Мп), то в 2007 и 2008 гг. двузначными числами долей могут похвастаться устройства только трех групп разрешений (5, 6, 7 Мп) и (7, 8 и 10 Мп) соответственно.
Интересно, что одной из устойчивых тенденций становится картина, когда в пределах одного разрешения матрицы наблюдаются продажи и дорогих, и дешевых аппаратов. Ранее, особенно в самом начале развития рынка цифровой фототехники, все-таки прослеживалась пропорциональность цены и разрешения.
Рис. 2. Динамика продаж цифровых фотокамер с различным разрешением матрицы (H1’2008/H1’2007).
Доля 5-Мп камер в I и II кварталах 2008 г. сильно зависела от прошлогоднего лидера продаж — модели Canon PowerShot A460, которой по итогам первого полугодия принадлежало более 80 %. Как только Canon сменила ее на другой потенциальный бестселлер — 7-Мп Canon PowerShot A470, доля 5 Мп относительно других разрешений резко пошла вниз.
Анализ продаж по ценовым диапазонам указывает, что доли лидирующих интервалов 101—200 долл. и 201—300 долл. примерно равны и составляют каждый около 1 / 3 всего рынка. Промежуток 301—400 долл. занимает чуть менее 1 / 6 рынка, по сравнению с прошлым годом он потерял больше остальных, свыше 5 %. Чемпионами по росту стали диапазоны 101—200 долл. — примерно 3,5 % и 501—500 долл. — 1,7 % (рис. 3). Положительная динамика наблюдается и во всем спектре с 401 до 700 долл. Связано это, пожалуй, с тем, что на замену некоторым камерам ценой 301—400 долл. могли прийти более продвинутые новинки, а также с тем, что этот интервал, включающий много имиджевых и компактных аппаратов с расширенными возможностями, стал более интересен покупателю. В целом положительна и динамика в сегменте камер дороже 800 долл., однако она невелика.
Зеркальные камеры
В статье по итогам 2007 г. мы отмечали почти двукратный рост продаж зеркальных камер относительно 2006 г. В первом полугодии 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. он уже составил только около 50 %, хотя по абсолютному значению остался на прежнем уровне.
Рис. 3. Динамика продаж цифровых фотокамер в различных ценовых диапазонах (H1’2008/H1’2007).
Лидерами рынка по-прежнему являются компании Canon и Nikon, причем доля первой значительно увеличилась, второй — уменьшилась. Из остальных производителей зеркалок сохранить свою часть «пирога» удалось только компании Sony.
Если в 2007 г. основные продажи приходились на зеркальные фотокамеры (и наборы с объективами) ценой до 1000 долл., то в первой половине этого года продажи «перетекли» в диапазоны выше 1000 долл. Причина в том, что Canon на замену модели EOS 400D выпустила EOS 450D с 12-Мп матрицей (против прежних 10 Мп) и с расширенными возможностями. В комплекте с самым популярным объективом этого класса (18—55) во II квартале она стоила более 1100 долл. В это же время средняя цена на Canon EOS 400D Kit (18—55) уже понизилась до 900 долл.
На своем сайте компания Nikon делит свои зеркальные камеры на любительские и профессиональные. Если следовать такому делению, то можно сказать, что доля любительских моделей среди зеркальных камер этого производителя выросла. У Canon деление зеркальных камер на категории несколько затруднительно. Если серию EOS xx0D (450D, 400D и т. д.) можно назвать любительской или начального уровня, модели 5D и Mark без опаски быть осужденными гуру можно отнести к профессиональному классу, то жаркие споры о том, куда относить серию EOS xxD (30D, 40D) — к профессиональному или полупрофессиональному, а то и к продвинутому любительскому, — согрели не один форум. Доводы приводятся самые разные, начиная с того, что некоторые покупают эти модели с целью делать хорошие снимки для себя, до того, что огромное число фотографов зарабатывают с помощью камер этого класса. На самом деле, следуя этой логике, можно провести иное субъективное деление модельного ряда зеркальных камер и для фирмы Nikon. Так или иначе, но, сравнивая продажи зеркалок Canon в первом полугодии 2008 г. с аналогичным показателем прошлого года, мы отмечаем изменение структуры продаж. Так, в количественном выражении уменьшилась доля зеркалок начального уровня. Примерно в равном соотношении ее части отошли к профессиональным аппаратам и камерам EOS xxD.
Цифровые видеокамеры
Объем российского рынка цифровых видеокамер в первом полугодии 2008 г. составил 342,5 тыс. устройств в количественном измерении и чуть более 210 млн долл. в деньгах. Вместо роста рынка, столь привычного нам по сегменту цифровых фотокамер, мы наблюдаем некоторый спад. Наш взгляд на причину относительной непопулярности видеокамер — влияние цифровых фотокамер с возможностью записи движущегося изображения и неудобство обработки видео — мы уже высказывали в упомянутой выше статье, посвященной анализу продуктового предложения4.
Рис. 4. Изменение рыночных долей цифровых видеокамер с разными носителями (H1’2008/H1’2007).
Рынок «просел» более чем на четверть в штуках и примерно на 15 % — в деньгах. Причина отставания падения денежного показателя в том, что, во-первых, почти вчетверо увеличилась доля видеокамер с поддержкой высокого разрешения (HD), во-вторых, произошло смещение распределения по носителям (рис. 4): miniDV-камеры отдали свою долю, а относительно более дорогих камер на HDD и Flash Memory, напротив, стало продаваться больше.
Доли устройств на этих носителях выросли по сравнению с прошлым годом более чем в 2,5 раза каждая.
В случае камер на Flash Memory средневзвешенная цена увеличилась более чем вдвое. Связано это с тем, что в прошлом основные продажи этого сегмента составляли дешевые камеры Genius, а в этом году существенные доли приходятся на камеры (в том числе и с поддержкой HD) марок Canon, Panasonic, Samsung, Sony. В сегменте HDD-камер, несмотря на увеличение емкости жестких дисков и рост продаж камер с поддержкой HD, средневзвешенная цена практически не изменилась. Объясняется это тем, что с того момента, как HDD-камеры были технологическими новинками, прошло достаточно много времени, и цены сами по себе снизились.
Вообще, изменение структуры рынка по носителям является продолжением прошлогодних тенденций. Как уже было сказано, доли камер с жестким диском и флэш-памятью растут. Доля DVD-видеокамер в прошлом году сначала немного выросла, потом снизилась. На протяжении первых двух кварталов текущего года также наблюдалось плавное снижение. В данном случае мы можем осторожно говорить о зарождающемся нисходящем тренде («осторожно», потому что всегда могут иметь место сезонный фактор или ценовые игры производителей). Уменьшают популярность DVD-камер и неудобства при обращении с большим количеством DVD-болванок, обладающих небольшой емкостью по сравнению со встроенным жестким диском или маленькими (по размеру) картами памяти (в настоящий момент в продаже есть карты объемом до 16 / 32 Гб). Кроме того, цены на HDD-камеры постепенно снижаются, и покупатель, решивший приобрести видеокамеру, может найти недостающую пару сотен долларов, чтобы купить аппарат на HDD или на флэш-памяти вместо DVD. Есть мнение, что формат DVD в некотором смысле стал морально устаревать, и что производители бытовых DVD-плееров стали смотреть в сторону Blu-ray или HD-DVD.
Лидером рынка видеокамер по-прежнему остается компания Sony, за ней следует Panasonic. На эти две марки в количественном измерении приходится более 2 / 3 рынка. Вообще, покупатели цифровых видеокамер являются, пожалуй, самыми брендориентированными. Большинству потенциальных потребителей больше других известны Sony и Panasonic. Однако, по всей видимости, у некоторых брендов, хорошо известных в других сегментах ИТ-рынка (Canon, JVC, Samsung), тоже есть что предложить потребителю, особенно если учесть соотношение цены и качества, интересные возможности, дизайн и т. д. Их суммарная доля продаж составляет 27 %. Оставшиеся несколько процентов делят между собой такие производители камер на флэш-памяти, как Sanyo (достаточно дорогие камеры); Genius, Direc и пр. (дешевые устройства с узкими возможностями).
Несколько в сторонке внутри сегмента miniDV (HDV) стоят профессиональные и полупрофессиональные видеокамеры Canon и Sony. Пока их доля в общем объеме продаж невелика, однако благодаря высокой цене происходит некоторое увеличение средневзвешенной стоимости.
1 См. «Бестселлеры IT-рынка», 2008, № 2, с. 48.
2 Здесь и далее компании перечисляются в алфавитном порядке.
3 См. статью «На земле и под водой», «Бестселлеры IT-рынка», 2008, № 3, с. 52.
4 См. статью «На земле и под водой», «Бестселлеры IT-рынка», 2008, № 3, с. 52.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.