На российском рынке видеокамер в первой половине текущего года была представлена и в основном продавалась продукция семи брендов, это Canon, Genius, JVC, Panasonic, Samsung, Sony1. По сравнению с предшествующим полугодием общее количество представленных моделей несколько сократилось.
Вместе с тем наблюдается заметная технологическая перестройка рынка.
Предпочтительные носители
Если рассмотреть структуру товарного предложения по носителям, то видно, что за полугодие наиболее сильно снизилась доля носителя miniDV (HDV) (см. рис. 1). Это вполне закономерный результат. С одной стороны, падает популярность данного носителя, а следовательно, и заинтересованность производителей в нем. Названная причина основная — сегмент кассетных камер «похудел» на 23 модели. С другой стороны, становится больше аппаратов других типов.
Рис. 1. Изменение структуры товарного предложения видеокамер по типам носителя (H1’2008/H2’2007).
По нашему мнению, количество miniDV-моделей в товарном предложении первого полугодия могло быть даже меньше. О снижении заинтересованности покупателей в камерах этого типа мы неоднократно упоминали, об этом говорится и в статье по структуре продаж. Если же посмотреть российские веб-сайты лидеров рынка Sony и Panasonic, то у Panasonic в разделе miniDV можно обнаружить только две модели, в аналогичном разделе Sony — две любительские модели плюс одну профессиональную, в разделе HDV-камер Sony — три модели, из которых только одна любительская. На сайте Samsung — тоже лишь две модели. Ранее в линейках этих брендов имелось гораздо большее число камер, которые, правда, незначительно отличались друг от друга (размер и разрешение матрицы, зум, входы-выходы и пр.). По-видимому, эти производители решили отказаться от такого разнообразия, оставив несколько «дежурных» моделей в потерявшем былое величие сегменте. На сайтах Canon и JVC по-прежнему приличное число моделей miniDV (HDV) (10 и 18 соответственно), однако мы склонны расценивать это как информационное обеспечение моделей, которые пока находятся в канале дистрибуции и рознице.
Распределение носителей по популярности в товарном предложении осталось прежним. Несмотря на все вышеописанное, сегмент miniDV (HDV) остался на первом месте (хоть и с уже минимальным преимуществом), далее следуют DVD, HDD и Memory с результатами 26, 25 и 20 %, соответственно. У трех последних, по причине уменьшения сегмента miniDV и общей суммы, отмечается положительная динамика относительно предыдущего полугодия. Больше всего (на 15 %) выросло число моделей на флэш-памяти, их доля в товарном предложении увеличилась с 10 % (H2’07) до 20 % (H1’08). Это неудивительно, мы уже писали о перспективности данной технологии и предсказывали, что большинство производителей обязательно выпустят на рынок новые модели.
Зум-гонки и другие состязания
В статье по структуре продаж2 мы обращали внимание на рост сбыта видеокамер с поддержкой записи видео высокой четкости — High Definition (HD). Несмотря на растущую популярность таких аппаратов, в товарном предложении их стало ненамного больше, чем в предыдущем полугодии, — всего лишь на две единицы. Сказать по правде, высокое разрешение высокому разрешению рознь, ранее шильдик HD вешался на все модели, как записывающие изображение размером 1280x720 точек, так и 1920x1080 (Full HD). По итогам первой половины текущего года мы можем констатировать, что стало продаваться гораздо больше видеокамер, обладающих более высокой четкостью, в том числе и Full HD.
Таблица 1. Видеокамеры на miniDV
Мы уже упоминали о тенденции к росту значений оптического и цифрового зума. Не стала исключением и нынешняя смена линеек. Где-то оптический зум вырос на 2 единицы, где-то больше. Лидером по данному показателю стала модель Panasonic SDR-H60, с характеристиками оптического и цифрового зума 50x и 2500x соответственно. Ранее впереди была компания Sony, имевшая в своем портфеле сразу несколько моделей с увеличением 40x / 2000x. Примечательно, что в первом полугодии она не превысила эти значения, в момент написания статьи на сайте компании также не было обнаружено новых моделей с большими величинами. Наверное, рано говорить, что лидер рынка решил остановить зум-гонку. Можно даже предположить, что в компании Sony не были готовы к тому, что другие производители (максимальное значение оптического увеличения которых в предыдущем квартале достигало 32х—35х) заметно превысят величину 40х. Сколько ни говори, что высокие значения зума без штатива бесполезны, однако покупатель, приходя в магазин, не будет слишком задумываться об этом и при прочих равных может выбрать камеру с большим оптическим приближением.
Таблица 2. Видеокамеры на DVD
Компания Canon в этом вопросе пошла несколько другим путем. Кроме непосредственно оптического приближения она оснастила свои камеры системой Advanced Zoom. Например, при заявленном оптическом зуме, равном 37х, Advanced Zoom, в зависимости от размера матрицы, составляет 41х (0,8Мп) и 45х (1,07Мп). К сожалению, описания работы данной системы нам найти не удалось. При использовании обычного оптического зума при съемке задействуется лишь часть светочувствительной матрицы. Вероятнее всего, Advanced Zoom является функцией, дающей возможность использовать большую часть матрицы, что вместе с программной обработкой позволяет получить некоторое дополнительное приближение. С этой точки зрения названная технология сродни цифровому зуму, правда, несколько иной алгоритм обработки изображения дает надежду, что качество будет выше.
Если в таблицах обратить внимание на новые модели и попытаться сравнить их с теми, на смену которых они пришли, можно заметить, что разрешение и размер светочувствительной матрицы не увеличиваются (в данном случае в расчет не берутся камеры Genius). Более того, иногда на смену моделям с большими значениями новые не приходят, они просто исчезают. Примеры можно увидеть в таблицах. Судя по продажам и отсутствию на сайте производителя, модели Canon DC19 и DC21 c ПЗС-матрицей 1 / 3,9 дюйма и разрешением 2,2 Мп и модель DC50 с матрицей 1 / 2,7 дюйма 5,39 Мп доживают последние месяцы. Однако в настоящее время среди DVD-камер без поддержки записи высокого разрешения есть только одна серия с более скромными матрицами — DC3xx. То же самое касается и остальных производителей. Связано это с тем, что среди видеокамер без поддержки HD нет смысла держать дорогие модели с высокими техническими характеристиками, — большинство покупателей, готовых выложить такие деньги, скорее купят HD-камеру.
Таблица 3. Видеокамеры на HDD
По сравнению с ранее существовавшими моделями HD-камер с носителями HDV и DVD улучшений характеристик матриц также не произошло. Более продвинутые сенсоры появились только в сегменте HD-камер с жестким диском (Sony HDR-SR11E, HDR-SR12E — 1 / 3,1 дюйма, 5,66 Мп) и в сегменте Memory (Samsung VP-HMX20C — 1 / 1,8 дюйма, 6,4 Мп). Судя по росту продаж камер на жестких дисках и флэш-памяти и по активности производителей, можно предположить, что данные сегменты являются приоритетными.
Модели Sony HDR-SR11E и HDR-SR12E отметились еще одним достижением. Среди любительских камер, продававшихся в первой половине текущего года, у них самый большой экран ЖК-дисплея и самое высокое его разрешение (3,2 дюйма, 921600 пикселей). Большая диагональ ЖК-дисплея есть только у профессионального аппарата Sony HDR-FX7E — 3,5 дюйма. А камера Sony HDR-SR12E стала лидером первого полугодия по объему жесткого диска — 120 Гб. Ранее рекорд принадлежал другой модели этого производителя — HDR-SR8E — и составлял 100 Гб.
Все чаще видеокамеры используются для съемок активного отдыха. В данном случае есть опасность искупать камеру в воде или уронить на землю. Да, в общем-то, и обычным пользователям хочется иногда почувствовать себя подводным оператором или забыть об опасностях, подстерегающих камеру при ее случайном падении. Для таких потребителей были сделаны водонепроницаемые и противоударные модели, например Panasonic SDR-SW20, которую, по данным производителя, можно погружать в воду до глубины 1,5 м и ронять с высоты 1,2 м. Идея придания подобных свойств не нова, ранее она применялась в фотосегменте. Желающим же поснимать видео под водой в недавнем прошлом приходилось обзаводиться аквабоксами.
Таблица 4. Видеокамеры на флэш-памяти
Также не нова идея фокусировки по лицу (поскольку первое, на что обращают зрители при просмотре отснятого, — это то, как они выглядят), ранее эта функция применялась только в фотоаппаратах, теперь же она появилась и в видеокамерах.
Поскольку в настоящее время занимающихся монтажом видео с помощью телевизора и видеомагнитофона (рекордера) становится все меньше, а с помощью компьютера — все больше, производители стали комплектовать камеры программами видеообработки.
Новинки в зеркале статистики
В прошлом обзоре по товарному предложению (второе полугодие 2007 г.) отмечалась небольшая доля новинок (то есть моделей, которые начали продаваться в этот период): всего 10 %. Мы объясняли это тем, что пик продаж на рынке видео приходится на второе полугодие, и прогнозировали активность производителей в начале 2008 г. Так оно и вышло. Доля новинок в первом полугодии достигла 38 % (58 из 155 моделей). Больше всего их представили на рынок Sony, Canon и Panasonic — 17, 16 и 14 соответственно, что составило в товарных предложениях каждого из брендов от 41 до 50 %. Компания Samsung выпустила шесть новых моделей, или 43 % от всего ассортимента видеокамер (ее модельный ряд несколько уже, чем у предыдущих трех производителей). На Genius, Sanyo и JVC в сумме приходится шесть новых изделий. А компания JVC по какой-то причине перенесла объявление большинства новинок на вторую половину текущего года.
Рис. 2. Уровень обновляемости товарных линеек различных производителей.
Отметим появление пяти моделей Canon, пишущих на флэш-память, две из которых имеют возможность записи HD-видео. В этом же сегменте активно проявила себя марка Panasonic. Из второго полугодия 2007 г. в первое 2008-го перекочевали только две ее модели, к которым добавились четыре новинки. Также можно отметить действия Panasonic в сегменте камер на жестком диске — шесть новинок (одна из которых — HD). В большинстве остальных случаев вывод новых изделий можно охарактеризовать как замену устаревающих моделей.
Рис. 3. Динамика средней емкости жесткого диска видеокамер (H1’2008/H2’2007).
Тенденцию увеличения объема жесткого диска можно проследить по рис. 3.
Рис. 4. Динамика количества моделей видеокамер на HDD различной емкости (H1’2008/H2’2007).
Средняя емкость диска в камерах на базе HDD увеличилась у всех вендоров, кроме фирмы Canon, которая не выпустила ни одной новой модели для этого сегмента. Среди прочих изготовителей минимальная прибавка у компании Sony, правда, остальным игрокам в рассматриваемый период не удалось приблизиться даже к значению, которое было у нее во второй половине 2007 г.
Увеличение числа моделей с большим объемом дисковой памяти можно проследить на рис. 4. Как видно на рисунке, в товарном предложении камер на HDD уменьшается количество моделей с 30-Гб диском, совсем исчезли камеры с 20 Гб, а количество 40- и 60-Гб моделей растет.
Стоимостная динамика
Цены на видеокамеры продолжали снижаться (в данном случае не рассматриваются профессиональные видеокамеры Canon и Sony). Особенно это заметно, если сравнивать цены на модели, перешедшие из 2007 г. в 2008-й. В большинстве случаев удешевление соответствует динамике средних цен (рис. 5 и 6). Но есть и исключения. Пример — miniDV (HDV) фирмы Canon. В случае HD-камер на кассетах этой компании увеличение связано с тем, что относительно дешевая модель HV10 (1244 долл. — Q4’07) заменилась на дорогую HV30 (1581 долл. — Q2’08). В случае камер стандартного разрешения увеличение цены, возможно, связано с тем, что среди miniDV-камер Canon, продававшихся во второй половине 2007 г., не было ни одной новинки.
Рис 5. Динамика средних цен видеокамер на miniDV(HDV) для различных производителей (H1’2008/H2’2007).
Продолжается снижение цен на HDD-камеры, как на конкретные модели, так и в среднем по каждому значению объема жесткого диска для каждого производителя. Так например, средняя цена на 40-Гб видеокамеры Sony без записи HD, продававшиеся в первом полугодии текущего года, оказалась ниже средней цены аналогичных изделий во втором полугодии 2007 г. в 1,09 раза. Для 40-Гб камер JVC (не HD) этот показатель равен 1,25.
Рис 6. Динамика средних цен на DVD-видеокамеры (H1’2008/H2’2007).
Сегмент аппаратов на базе флэш-памяти пока еще нельзя назвать устоявшимся. Большинство новинок, выпускаемых на рынок, призваны заполнить свою нишу: либо изделий с большим разрешением, либо водонепроницаемых, либо противоударных моделей и пр. Фирма Canon только в этом году начала продавать подобные изделия. Поэтому попытка выделить средние цены по всему сегменту или в каком-то подсегменте пока не может отразить тенденции.
В отличие от многих категорий любительских видеокамер цены на некоторые профессиональные модели выросли. Причем рост долларовых цен в данном случае нельзя объяснить только снижением курса доллара. Вероятнее всего, большое влияние на цену оказали дефицит данных моделей в канале продаж, а также сезонный фактор.
Из-за установленных временных рамок обзора в таблицы не вошли модели, представленные в III-м квартале 2008 г., а также модели, которые были анонсированы в рассматриваемый период, но продажи которых так и не начались. О них речь пойдет в нашем следующем материале.
1 Данный материал продолжает серию обзоров формата «Анализ товарного предложения на рынке цифровых видеокамер», охватывая первое полугодие 2008 г. Основой для включения моделей в обзор служили уровень их предложения в рознице и данные о реальных продажах. Предыдущую статью, «Бреши» в продуктовых линейках заполняются» — см. «Бестселлеры IT-рынка», 2008, № 2, с.63.
2 См. с. 48 текущего номера.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.