Одной из важнейших тенденций последнего десятилетия, определившей современный ландшафт мировой индустрии информационных технологий, стало изменение покупательских предпочтений. Если в конце прошлого века главным образом приобретались ИТ-оборудование и программное обеспечение, то в первом десятилетии этого века клиенты преимущественно приобретают услуги в области информационных технологий (ИТ-услуги).
Пусть с некоторым отставанием, но эта тенденция проявляется и на российском ИТ-рынке. В последнее время сектор услуг занимает все более значимое место на отечественном рынке информационных технологий. С 2005 г. их доля неуклонно растет и в 2007 г. она составила уже без малого четверть всего ИТ-рынка (см. рис.1), а среднегодовые темпы роста в 2005‑2008 гг. превысили 25%. Для нашего ИТ-рынка это рекордный показатель. Правда, пока их превышают темпы роста затрат клиентов на собственный ИТ-персонал (рис. 2) — но ведь он занимается тем, что оказывает ИТ-услуги, только не в составе специализированных компаний, а у себя на рабочем месте, внутри компании-клиента.
Рис. 1. Структура и динамика российского ИТ-рынка.
Так что если взять в расчет и внутреннее предоставление ИТ-услуг (то, что называется инсорсинг), можно сказать, что общее их потребление растет даже сильнее, чем соответствующий сектор ИТ-рынка. И это хорошая новость для ИТ-компаний. Мировой опыт показывает, что постепенно для повышения эффективности основного бизнеса клиенты все больше услуг стремятся получить от внешних поставщиков, причем явно предпочитая строить с ними долгосрочные отношения путем заключения аутсорсинговых контрактов на предоставления ИТ-услуг.
В этом свете потенциал роста рынка аутсорсинга в России за счет перераспределения выручки инсорсинговых департаментов ИТ-компаний в пользу внешних сервис-провайдеров, работающих на открытом рынке, сейчас составляет по крайней мере половину от общих затрат компаний на собственный ИТ-персонал, объем которых в 2008 г. оценивается суммой около 6 млрд долл. Это цифры, сравнимые с объемом всего сегодняшнего российского рынка ИТ-услуг!
Рис. 2. Среднегодовые темпы роста отдельных статей затрат на ИТ в 2005–2008 гг.
Правда, тут возникает закономерный вопрос — смогут ли отечественные игроки реализовать этот потенциал, или на этом поле их переиграют пришедшие «варяги»? По сложившейся мировой практике, чаще всего такое перераспределение бюджетов происходит в форме продажи инсорсингового подразделения ИТ‑сервис-провайдеру (ИТ‑СП) с одновременной передачей ему и долгосрочных аутсорсинговых контрактов. А в отличие от российских ИТ‑СП их крупные международные (да и индийские) коллеги обладают колоссальным опытом в подобных приобретениях во всем мире. Кроме того, и необходимые для подобных сделок финансовые ресурсы у них значительно больше. Следовательно, для того, чтобы имеющийся потенциал начать превращать в реальные доходы, отечественным сервисным компаниям придется потрудиться.
Рис. 3. Структура рынка ИТ-услуг по отраслям экономики в 2007 г.
Вернемся к нынешнему состоянию рынка ИТ-услуг. Сейчас основными потребителями на нем являются банки, госструктуры, телекоммуникационные, нефтегазовые и энергетические компании (рис. 3). Данная картина вряд ли кого‑то удивит, ведь именно эти вертикальные отрасли сегодня играют определяющую роль в российской экономике. Чуть отстают от них торговля и металлургия — но и это результат вполне очевидный.
Смена доминирующей мотивации клиента в приобретении информационных технологий с «дефицитной» на «рыночную» (более подробно об этом мы писали в прошлом номере1) привело к тому, что клиентские компании перестали приобретать компьютерное оборудование и программное обеспечение просто для того, «чтоб было»; теперь всем стали требоваться решения с помощью ИТ их конкретных бизнес-задач. То есть настоящие «ИТ-решения», реальные инструменты для бизнеса, которые отвечают совокупности основных целей приобретения ИТ:
- Автоматизация существующих бизнес-процессов
- Оптимизация существующих и разработка новых бизнес-процессов
- Поддержка, оптимизация и развитие ИТ-инфраструктуры, необходимой для достижения двух предыдущих целей.
Определяющий сегмент ИТ-рынка
Смена мотиваций сделала 2007 г. во многом переломным для отечественного рынка ИТ-услуг. Он окончательно утвердился в качестве главного сегмента российского ИТ-рынка. Нет, пока еще рынок услуг у нас не стал самым большим сегментом ИТ-рынка — это еще впереди (как это произошло во многих других странах). Доминирующее значение рынка ИТ-услуг заключается не в его величине, а в том, что потенциал роста всего российского ИТ-рынка теперь определяется показателями одного из его сегментов — рынка ИТ-услуг.
Именно ИТ-услуги теперь становятся «паровозом» большинства ИТ-проектов, а также — стимулом для роста сектора программного обеспечения. При реализации цели 1 (см. выше) в первую очередь стали использовать консалтинг и кастомизацию всевозможных готовых приложений, а также разработку новых приложений на заказ. При реализации цели 2 на первый план вышел консалтинг по бизнес-процессам и аутсорсинг. При реализации цели 3 на лидирующие позиции вышла системная интеграция, ИТ-консалтинг и ИТ-менеджмент (совокупность услуг по управлению ИТ у клиента — управление эксплуатацией, службой поддержки, приложениями, сетями и т. п.. В итоге, именно приобретение тех или иных ИТ-услуг стало, прямо или косвенно, определять, какое оборудование и программное обеспечение будут приобретать клиенты.
Новая роль, которую стал играть рынок ИТ-услуг, не могла не отразиться на его структуре. В прошлом году она начала изменяться в пользу ИТ-менеджмента, консалтинга по бизнес-процессам (БП-консалтинга) и аутсорсинга бизнес-процессов (БП-аутсорсинга), этот сдвиг будет продолжаться и далее. По прогнозам аналитического центра REAL‑IT, среднегодовые темпы роста данных услуг в 2005‑2008 гг. составляют 52,2%, 46,6% и 74,8% соответственно. Изменения эти, конечно же, произойдут не мгновенно. Основными источниками выручки для сервис-провайдеров в ближайшие несколько лет по‑прежнему останутся услуги системной и сетевой интеграции, консалтинга и кастомизации ПО, а также разработки ПО. Однако можно ожидать, что уже в этом году сегмент ИТ-менеджмента по размерам превзойдет два последних сегмента (разработки заказного ПО и консалтинга и кастомизации ПО).
Сопоставление национальных ИТ-рынков
Но, несмотря на все положительные изменения, важным свидетельством которых является возросшая роль сектора ИТ-услуг, сравнение данных об уровне развития национальных ИТ-рынков ведущих стран мира пока говорит совсем не в пользу России. Хотя то же сравнение может дать нам представление о том, как наш рынок будет развиваться дальше, ведь после описанной смены мотиваций в развитии отечественного рынка неизбежно его сближение с более зрелыми рынками.
В таблице приведено сравнение уровней развития национальных ИТ-рынков четырех стран: России, США (самая развитая в области ИТ страна мира), Индии и Израиля. Это наиболее часто сравниваемые с Россией страны, преуспевающие в экспорте ИТ и имеющие сопоставимые с ней по объему внутренние ИТ-рынки.
Две первые строки таблицы — «доля внешних ИТ-затрат» (т. е. всех затрат на ИТ, приобретаемые клиентами у сторонних поставщиков) и «доля ИТ-услуг во внешних ИТ-затратах») характеризуют уровень зрелости национальных ИТ-рынков. Как видно из таблицы, последовательность стран по обеим характеристикам зрелости одинаковая — Россия-Индия-Израиль‑США. Третья строка таблицы показывает темпы роста ИТ-рынка (усредненные за 2005‑2006 гг.). Этот параметр, в отличие от двух предыдущих, с ростом зрелости национальных рынков падает, и посему последовательность числовых значений этого параметра для рассматриваемых стран обратная.
Таблица. Показатели уровня зрелости национальных ИТ-рынков
Получается, что уровень развития национального ИТ-рынка Индии соответствует тому, что лет 5‑7 назад представлял собой ИТ-рынок Израиля, и как, скорее всего, через 3‑4 года будет выглядеть ИТ-рынок России. То есть, индийский ИТ-рынок — это «позавчерашний» ИТ-рынок Израиля и в то же время — «завтрашний» ИТ-рынок России. Аналогично, израильский ИТ-рынок — это «послезавтрашний» ИТ-рынок Индии и «вчерашний» ИТ-рынок США. Ну а ИТ-рынки России и США представляют собой два полюса, между которыми по мере своего развития движутся большинство национальных ИТ-рынков.
При этом по уровню зрелости российский ИТ-рынок по‑прежнему не только отстает от выбранных по различным параметрам признанных ИТ-лидеров, но и остается одним из самых незрелых в Европе. Это наглядно видно из рис. 4, показывающего структуру совокупных ИТ-затрат: наш рынок даже по отношению к далеко не являющемуся мировым лидером польскому ИТ-рынку имеет явный крен в сторону приобретения инфраструктурных аппаратных решений за счет процентно более низких расходов на статьи, обеспечивающие эффективность ИТ для бизнеса, — ПО и ИТ-услуг.
Ценовые особенности
Проведенное недавно исследование2 подтвердило пока еще невысокий уровень зрелости российского рынка ИТ-услуг. Аналогичное исследование, проведенное год назад, показало, что на нашем рынке ИТ-услуг полный беспорядок в том, что касается цен. Диапазон разброса цен колоссальный, как на восточном базаре, и соответственно чуть ли не главным фактором снижения цены является результативность процесса торга между покупателем и продавцом. Из-за этого на рынке остаются даже те игроки, цены на услуги которых несравнимо выше, чем у других. В результате эффективные игроки не получают достойного конкурентного преимущества за счет своей эффективности (здесь имеется в виду эффективность организации бизнеса в понимании «лучших практик» (Best Practice), т. е. апробированных способов достижения эффективности бизнеса, так сказать передового капиталистического опыта, и неэффективные игроки не уходят с арены.
Даже несколько снизившийся за год, разделявший два исследования, ценовой разброс все равно еще остается крайне высоким: на рынке наблюдается пятикратный (!) разброс средних проектных цен. Такой огромный диапазон цен на одни и те же услуги, оказываемые специалистами примерно одинаковой квалификации, практически не встречается на развитых ИТ-рынках. Это также подтверждает вывод, что в России рынок ИТ-услуг все еще весьма незрелый и на нем преобладают нерыночные механизмы конкуренции. Однако следует признать, что за прошедший год средний диапазон разброса цен уменьшился почти в два раза.
Рис. 4. Сравнение уровня зрелости ИТ-рынков России, Польши и Франции по структуре совокупных ИТ-затрат.
Если же сравнивать сложившийся в 2007 г. уровень цен на ИТ-услуги в России и других странах, то он составлял примерно 70% от средних цен развитых стран Запада и превышал средние цены Индии в 4,3 раза, а Китая — в 5,5 раза. При этом с 2006 по 2007 гг. российские цены значительно выросли — на 23%. Но, увы, это совсем не означает, что бизнес сервис-провайдеров стал более прибыльным — наоборот, весь этот рост оказался съеден инфляцией: себестоимость предоставления услуг выросла при этом на 29,8%. И решающим здесь стал рост на 26% затрат на компенсацию (оплату персонала). Есть все основания полагать, что с учетом уровня инфляции в стране, такие темпы роста цен сохранятся.
Хотя за последний год российский рынок ИТ-услуг стал более зрелым, процесс «взросления» происходит крайне медленно. Одним из важных факторов, тормозящих повышение уровня зрелости российского рынка ИТ-услуг, является его недостаточная прозрачность. В первую очередь она выражается в настойчивом сокрытии контрактных цен, что препятствует их упорядочению и снижению. Причем зачастую инициатором этого сокрытия являются компании-клиенты. Но именно они в первую очередь от этого и страдают. Ведь, скрывая информацию о ценах заключенных ими контрактов подобно тайне своих банковских вкладов, клиенты не только переплачивают при заключении новых контрактов, но и лишают себя возможности выявить среди своих поставщиков услуг неконкурентные по уровню цен компании. Проводимые клиентами тендеры не решают этой проблемы, поскольку легко может статься, что клиенты выбирают между завышенными и сильно завышенными ценами, и в результате, кого бы они ни выбрали — все равно переплатят при заключении контракта и потом будут работать с неэффективным ИТ‑СП, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
1 См. статью «Программное обеспечение становится лидером роста», «Бестселлеры IT-рынка», 2008, № 2, с. 36.
2 См. «Цены на российском рынке ИТ-услуг 2007», компания REAL IT, 2008 г.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.