Для ИТ‑специалистов давно уже стало аксиомой, что антивирусная борьба непрерывно обостряется, и каждый компьютер должен быть оснащен антивирусным пакетом, а еще лучше целым комплексом (желательно аппаратно-программным) средств борьбы. Но насколько эта идея овладела массами? Чтобы ответить на этот вопрос, в мае 2008 г. подразделением компании КОМКОН «Интернет-омнибус» было проведено исследование интернет-аудитории. (Для справки: по данным телефонного опроса КОМКОН-TGI Russia, за первое полугодие 2008 г. в российских городах с населением более 100 тыс. человек ежемесячно посещают Сеть 14 млн 164 тыс., или 32,7 % их жителей, еще 4 млн 178 тыс., или 62,5 %, составляют посетители из Москвы.)
Как утверждают авторы методики исследования, случайная выборка респондентов с учетом пола и возраста обеспечивает ее репрезентативность, а проверка заполненных анкет на логичность, учет времени проведения интервью и проверка адекватности личностей отвечающих по «черным спискам» гарантирует значимые результаты. Всего по России было собрано 8039 ответов, в Москве — еще 2150.
Были получены вполне ожидаемые результаты. Так, по частоте использования на домашних и рабочих компьютерах интернет-пользователей лидирует «Антивирус Касперского», что вполне коррелирует с его ведущей долей в объемах реальных продаж антивирусных пакетов. Подробные результаты по другим компаниям приведены на рис. 1, 2.
Интересно отметить, что распределения популярности пакетов по Москве и остальной части страны различаются незначительно. Только у Norton, Avast и McAfee распространенность в столице имеет несколько лучшие показатели, чем в регионах. У всех других компаний, наоборот, этот показатель выше именно в регионах.
Рис. 1. Антивирусные программы, установленные на рабочем компьютере.
В ходе исследования также задавался вопрос, будут ли пользователи антивирусных программ рекомендовать ее своим друзьям и знакомым. Ответы на него позволяют оценить степень лояльности потребителей выбранному производителю. Выяснилось, что подавляющее большинство респондентов удовлетворены своими «антивирусными сторожами» и будут советовать другим ими пользоваться. Причем разброс степени лояльности невелик — около 10 %. Оценивая эти результаты, стоит принять во внимание два факта. С одной стороны, давно известно, что большинство продолжает эксплуатировать знакомую программу до тех пор, пока какие‑то чрезвычайные обстоятельства не вынудят сменить пристрастия или появится некий новый продукт со значительно (на порядок!) более широкой функциональностью, с другой — антивирусы — совершенно особый программный продукт, срок действия которого периодически истекает (во всяком случае, для лицензионного ПО). С наступлением этого «Юрьева дня» приходит и новый момент выбора. Поскольку вариантов на рынке немало, разница в ценах незначительна, а функциональности близки, то решение чаще всего действительно зависит от удовлетворенности продуктом и лояльности. То есть постепенно происходит селекция в «клубы любителей определенных торговых марок». Лучшим аргументом к «смене членства» может стать «халява». Именно поэтому производители так любят раздавать бесплатные лицензии на короткие сроки. Особенно лидеры по распространенности, выявленные в рассматриваемом исследовании.
Рис. 2. Антивирусные программы, установленные на домашнем компьютере.
Как нередко случается в подобных опросах, были получены некоторые результаты, пока не нашедшие однозначного объяснения. Например, выяснилось, что число выбравших антивирус Symantec Norton Antivirus, состоящих в браке, на 5 % превышает среднее значение (55 %). Возможно, что это — результат предложения данной компанией «семейных» лицензий на три компьютера. Еще один результат: больше половины пользователей «Антивируса Касперского» составляют женщины (52 %). Это может говорить как о том, что их притягивает личность «главного лаборанта», так и о том, что пользование его продуктами в самом деле комфортно.
Стоит заметить, что в поле рассмотрения предпочтений интернет-аудитории попали как лицензионные, так и нелицензионные копии антивирусного ПО, а также распространяемые бесплатно, поэтому к оценке объемов продаж производителей на основе рассматриваемых результатов надо подходить с осторожностью. Кроме того, остается невыясненным, насколько ежемесячные посетители Сети отражают пристрастия всех пользователей антивирусных средств.
Вернемся к началу. Ответ на вопрос о том, насколько глубоко идея необходимости антивирусной защиты проникла в ума пользователей, можно считать более менее удовлетворительным. Только порядка 5 % частных пользователей затруднились назвать антивирусный пакет, установленный на их рабочем компьютере. Это означает, что их ПК — потенциальная мишень для вирусов и в то же время вторичный источник их распространения.
На рабочих местах этот процент выше (16,2 % пользователей в Москве и 14,5 % — в остальных городах). Правда, это можно объяснить тем, что забота о безопасности корпоративных компьютеров в значительной степени лежит на сисадминах. Но все‑таки пропаганда средств защиты по‑прежнему актуальна.
Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.