Сколь ни велики показатели роста продаж цифровых фотокамер на российском рынке (да и на мировом рынке фото относительно других ИT‑сегментов), чувствуется приближение насыщения на рынке этой продукции.

Рис. 1. Динамика структуры товарного предложения цифровых камер по разрешению матрицы (без учета зеркалок), (Н1’2008/Н2’2007).

Таким образом, производители цифровых фотокамер в обозримом будущем могут столкнуться с ситуацией, когда все пользователи, нуждающиеся в фотокамерах, уже ими обзавелись, а новые камеры будут продаваться только как первые для новых слоев потребителей, либо на замену вышедших из строя и неремонтопригодных экземпляров. Поэтому вендорам приходится искать способы, чтобы пользователи, уже имеющие камеру, после минимально возможного периода обзаводились новой, с более интересным дизайном и расширенными возможностями.

Часть усовершенствований придумывается самими производителями, часть идет от покупателей, которым в определенной модели не хватает каких‑то функций. Про различные инновации и тренды (увеличение разрешения светочувствительной матрицы, фокусировка по большему числу лиц, реакция на улыбку, уменьшение веса и размеров, новые редакции стабилизаторов, более удобное расположение кнопок управления, появление сенсорных экранов и пр.) мы неоднократно писали в своих обзорах.

Некоторые технологические новинки и тенденции будут описаны и в данном материале, который продолжает серию статей формата «Анализ товарного предложения на рынке цифровых фотокамер» и охватывает первое полугодие 2008 г. В него включены модели, наиболее актуальные в этот период на отече­ственном рынке. Основой для включения моделей служили уровень представления в рознице и данные об их реальных продажах.

Тренды и инновации

Тенденция смены лидирующего количества мегапикселов продолжилась, и по сложившейся последние годы «традиции» в ’08 году больше всего предлагают 8‑Мп камеры (в 2007‑м доминировали 7‑Мп). По всей видимости, сейчас покупателю показатель мегапикселов уже не столь принципиален. Зачастую даже фактор оптического зума (4х против 3х) при выборе камеры может иметь большее значение, чем разрешение матрицы, не говоря уже о дизайне, величине экрана и пр. Если же окунуться в сухие цифры и попытаться сравнить 7 и 8 Мп (для сравнения возьмем модели Canon PowerShot A570 IS и PowerShot A590 IS с разрешением соответственно 3072х2304 и 3264х2448), то становится понятно, что при «переходе» от 7 к 8 Мп количество точек и по горизонтали и по вертикали увеличивается чуть более чем на 6%. В подавляющем большинстве случаев эту разницу просто невозможно заметить ни при печати снимков до формата А3—А4 (не говоря уже о самом ходовом формате 10х15 см), ни при просмотре на экране компьютера. По данным ITResearch, в настоящее время самыми популярными разрешениями мониторов являются 1280х1024 и 1440х900. Несложно посчитать, что экран 1280х1024 без искажений покажет примерно четверть 7‑Мп изображения. Однако смена числа мегапикселов интересна другим: производители сами так устанавливают цены и так оснащают новые камеры, что в большинстве своем покупаются именно они.

Постепенно растет и верхняя планка разрешения компактных камер (зеркальные камеры с разрешением до 21 Мп, относящиеся к профессиональным, в данном случае не рассматриваются). Так, компания Sony в первом квартале начала продажи модели DSC-W300 с разрешением 13,6 Мп, еще появилась модель Panasonic LUMIX DMC-FX150 с матрицей 14,7 Мп, а компания Nikon представила Coolpix S710 с разрешением 14,5 Мп, однако реальных продаж этих продуктов в первой половине 2008 г. не было.

Далее — несколько слов о других особенностях и достижениях фотокамер. В предыдущем обзоре мы уже упоминали о скорострельной камере от Casio — Exilim Pro EX‑F1, позволяющей снимать 60 кадр./с с разрешением 6 Мп. Продажи этой модели начались во II квартале 2008 г., но пока этот «порыв» Casio никто не поддержал.

Большинство фотографов в своей практике часто сталкивались с ситуацией, когда из‑за недостаточно быстрого включения камеры они не успевали заснять интересный момент. Теперь некоторые производители оснастили свои аппараты возможностью быстрой съемки первого кадра. Но выявить чемпиона в данном аспекте сложно — вендоры, называя свои продукты самыми быстрыми, оговариваются, что они самые быстрые в определенном классе и по состоянию на определенный период времени.

Для получения четких снимков почти все производители оснастили свои фотокамеры стабилизаторами изображения. Однако стабилизатор бессилен, когда имеет место быть не просто дрожание руки, а смещение камеры на приличное расстояние при резком нажатии кнопки спуска затвора. Можно, конечно, пользоваться программной задержкой спуска на 2 с, но при этом возникала необходимость каждый раз лазить по настройкам. Теперь некоторые модели оснащены интересной функ­цией: затвор открывается в тот момент, когда камера становится неподвижной. Также в некоторых новинках присутствует функция, контролирующая горизонтальное положение фотокамеры, — она очень полезна при фотографировании зданий и пейзажей.

Таблица 1. Цифровые фотокамеры начального уровня

Чего зачастую не хватало отдыхающим на море, так это возможности снимать под водой без использования дополнительных приспособлений. Аквабоксы в настоящее время не дешевы, кроме того, возможность съемки с аквабоксом на глубине 30—40 м нужна далеко не каждому, многим хватает простого погружения камеры под поверхность воды для съемки, например, кораллов и рыбок у берега. Кроме того, наличие данной особенности добавляет спокойствие за сохранность камеры при игре около воды. Конечно, эта возможность появилась не в рассматриваемый период, однако интересно проследить ее развитие — если в прошлом аппарат можно было погружать на глубину от метра до трех, то теперь производители гарантируют съемку до глубины 10 м (например, Olympus mju-1030 SW Digital).

Таблица 2. Цифровые фотокамеры среднего уровня

Не остаются без изменений и материалы корпуса камер. Алюминий, пластик разного типа, магниевый сплав с прорезиненным покрытием и т. д. В настоящее время на рынке есть модели со вставками из материала, имитирующего натуральную кожу.

Диагональ ЖК-дисплея в первой половине 2008 г. не увеличилась, однако в сегменте компактных камер появились модели с рекордным его разрешением — 460 тыс. точек — это Panasonic DMC-TZ5 и Ricoh CAPLIO-R8.

Постепенно растет и максимальный фактор оптического зума камер, ранее он составлял 18х, теперь же достиг 20х. Лидер прежний — компания Olympus с моделью SP-570 UZ, и в настоящий момент лидер единоличный (ранее ей приходилось делить первое место с Panasonic).

Все больше и больше фотокамер оснащается выходами HD для подключения к телевизорам с поддержкой изображения высокой четкости.

Статистика

В первой половине 2008 г. на российском рынке успешно продавалось почти 300 моделей цифровых камер, более 260 компактных и 33 зеркальных. Из них новинками, т. е. появившимися в рассматриваемый период, стали 90 компактных и 11 зеркальных моделей, в сумме, таким образом, более сотни. По сравнению со второй половиной 2007 г. новинок в сегменте компактных камер стало больше ровно в полтора раза, а в сегменте зеркальных не хватило всего одной новинки, чтобы увеличение стало двукратным.

Самые широкие продуктовые линейки у Samsung (37 устройств), Sony (32), Nikon (30), Olympus и Canon (по 29), Panasonic (28), а всего в таблицах присутствуют модели от 16 производителей. Это на единицу больше, чем в предыдущем периоде. За последние полгода с рынка ушла компания Hewlett-Packard, зато появились «новички»: во‑первых, фирма BBK, успевшая завоевать себе популярность на рынке домашнего аудио-видео и мультимедиа, во‑вторых, компания Ricoh, известная по работе на рынке МФУ, принтеров и копиров.

По числу новинок лидером стала компания Samsung (18 моделей), у Sony 15 новинок, у Olympus и Panasonic — по 11. Также неплохое обновление у Nikon (10) и Canon (9). В сегменте зеркальных камер лидером по числу новинок является компания Sony, у которой в первом квартале текущего года стартовали продажи трех новых зеркалок.

Таблица 3. Цифровые фотокамеры для требовательных пользователей

Как уже говорилось, за исследуемый период наибольшее разнообразие предложений было по 8‑Мп камерам (доля — 30%), на втором и третьем местах 7 и 10 Мп (26 и 22% соответ­ственно). Основная доля новинок также пришлась на 8‑Мп устройства (40%), за ними с минимальным отставанием следуют 10‑Мп камеры. Как и в предыдущем полугодии, больше всего новинок пришлось на сегмент ультракомпактных камер (36 моделей), сегмент фотокамер начального уровня «принял» 15 новинок, среднего уровня — 21, фотокамер для требовательных пользователей — 18. В группе зеркальных камер зафиксировано 11 новых моделей. Все перечисленные сегменты выросли и в объеме (естественно, не на число новинок, так как часть моделей перестала продаваться). Максимально — на 13 единиц — расширился класс ультракомпактных аппаратов.

 Таблица 4. Ультракомпактные цифровые фотокамеры

Можно также отметить изменения в формах по­ставки зеркальных камер. Раньше при упоминании «китового» (kit) объектива (т. е. идущего в одной коробке вместе с зеркалкой), в зависимости от вендора, представлялись зум-объективы 18—55, 17—85, 24—70, 14—42,70—300, 50—200, 75—300 мм и пр. Но если целью покупки была портретная съемка и присутствовала необходимость в объективе с фиксированным фокусным расстоянием, то приходилось покупать отдельно фотоаппарат (Body) плюс объектив. Пионером, впервые оснастившим свои «киты» подобными объективами (с фиксированным фокусным расстоянием 50, 85, 100, 180 мм), стала компания Canon. В первой половине 2008 г. подобных наборов было реализовано крайне мало, однако начало положено. Это интересное начинание было поддержано компанией Olympus, которая положила в коробку 25‑мм объектив, названный за плоскую форму «блин­чиком».

Рис. 2. Структура средних цен цифровых камер по разрешению матрицы.

Почти для всех разрешений средние цены на цифровые фотокамеры продолжали снижаться. Един­ственный (по разрешению матрицы) сегмент, где цена выросла, — это 10 Мп. Напомним, что в предыдущем периоде средние цены на 8‑Мп аппараты были выше, чем на 10‑Мп, поскольку данный сегмент был представлен большим количе­ством недорогих устройств. Однако в первом полугодии premium-бренды выпустили огромное количество 10‑Мп камер, что и стало причиной роста их средней цены. Самые же распространенные 8‑Мп аппараты теперь в среднем стоят порядка 250 долл. (рис. 2).

Таблица 5. Зеркальные камеры

Из-за установленных временных рамок обзора в таблицы не вошли модели, представленные в начале III квартала 2008 г., а также модели, которые предлагались в рассматриваемый период, но тогда их продажи реально еще не начались. Более подробно они будут рассмотрены в нашем следующем обзоре.

1 Предыдущую статью «С реакцией на улыбку» см. «Бестселлеры IT-рын­ка», 2008, № 1, с. 57.

Полная электронная версия этой статьи доступна только для подписчиков. Для получения полной электронной версии статьи сейчас Вы можете оформить запрос.